На чем ездят автомобили?
Доступность, стоимость и эффективность автомобильного горючего волнуют владельцев и конструкторов автомобилей со времени изобретения «самодвижущейся повозки». Первые экипажи с паровыми двигателями не стали востребованными именно из-за малой эффективности дров и угля в качестве топлива. Не возобновляемые запасы нефти, служащей основным сырьем для производства основных видов автомобильного топлива, заставляют мотористов изобретать новые двигатели для авто, работающие на альтернативном горючем или электроэнергии.
Основные виды топлива для двигателей внутреннего сгорания
Подавляющая часть легковых автомобилей использует двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине. Массово применяются и дизельные ДВС, получившие широкое распространение в комплектации мощных внедорожников и грузового автотранспорта. В меньших масштабах используются газобаллонные установки, работающие на сжиженных газах — метане и пропан-бутане. Эти три вида автомобильного горючего можно считать основными видами топлива для массовых двигателей внутреннего сгорания.
Бензин
По массовости применения бензин, как автомобильное топливо, лидирует среди всех видов горючего. Благодаря присадкам и добавкам смесь легких углеводородов избавлена от основного недостатка — повышенной детонационной способности. В нефтехимической промышленности основное количество бензина получают путем перегонки нефти. Менее распространены такие способы производства, как осушка газов, переработка угля, вторичная переработка мазута.
В бензиновых двигателях внутреннего сгорания, которые выпускают все автомобилестроители мира, бензин используется как воздушно-топливная смесь. Для возгорания смеси применяется электрический разряд свечей зажигания. По теплоте сгорания, достаточно простым методам переработки, бензин превосходит другие продукты нефтехимии. Этим обусловлены его доступность и массовое производство.
Основным недостатком бензина признано большое количество токсичных выхлопов, выбрасываемых в атмосферу традиционными ДВС. Среди них наиболее вредны окись углерода, сажа, окислы азота, соединения свинца из антидетонационных добавок, канцерогены (бензпирен, антрацен). Для снижения количества вредных веществ приходится применять сложные конструкции выхлопных систем с поглотителями и катализаторами, которые увеличивают стоимость автомобиля. Кроме того, массовое производство автомобильного бензина несет угрозу истощения мировых запасов нефти.
Дизельное топливо
Дизельное топливо, не имеющее определенной химической формулы, состоит из смеси нафтеновых, парафиновых, ароматических углеводородов. Автомобильное дизтопливо получают при прямой перегонке нефти (керосиново – газойлевых фракций).
Главным достоинством дизтоплива для автомобильной промышленности стала низкая (по сравнению с бензином) себестоимость производства. Именно этот фактор послужил главной причиной многолетних усилий по конструированию сложных дизельных моторов.
При сравнимой с бензином теплоте сгорания, тяжелые фракции дизельного топлива воспламеняются при температуре выше 700 градусов, для этого используется высокая степень сжатия топлива. При конструировании моторов, приемлемых для автомобилей по весу, вибрации, понадобилось изобретения насосов высокого давления, прецизионных распыляющих форсунок. Дизельные двигатели в производстве по-прежнему сложнее и дороже бензиновых моторов. При этом дизель более экономичен, потребляя меньшее количество топлива при равных скоростях и пробегах машины.
Основные минусы использования дизтоплива аналогичны недостаткам бензина. Кроме того, из дополнительных недостатков можно отметить повышенное содержание серы, увеличенное количество нагара и лаковых отложений в цилиндрах двигателя.
Пропан-бутан и метан
Из нескольких видов природных газов, пригодных для работы автомобильного двигателя, в странах СНГ в торговых масштабах производятся нефтяной пропан-бутан и шахтный метан. На сжиженном или сжатом газе работает газобаллонное оборудование, которое можно без переделок двигателя установить на любую машину с бензиновым мотором.
Достоинствами газового топлива признаны меньшая стоимость, сниженное количество вредных выхлопов. К недостаткам горючего относят взрывоопасность, падение мощности двигателя, уменьшение полезного пространства багажника при установке ГБО.
Альтернативные горючие топлива
В качестве альтернативных автомобильных топлив можно рассматривать только те виды, которые получили практическое применение на существующих моделях авто, машинах серийного выпуска.
Спирты
Этиловый и метиловый спирты издавна использовались как замена бензину при дефиците продуктов нефтехимии. Уступая бензину в теплоотдаче, спирты в большинстве стран не рассматриваются как альтернатива продуктам нефтепереработки. Получение спиртов из нефти и газа требует сложных технологий, продукты по себестоимости дороже бензина.
В бензиновых двигателях без дополнительной переработки можно использовать добавку не более 30% спирта. Чтобы повысить процент содержания спирта в бензине до этой величины, нужно растачивать отверстия жиклеров, заменить обычный бензобак на нержавеющий, поменять прокладки головки блока цилиндров. При обычной норме добавок спиртов (10 – 15%) автомобильный ДВС серийных моделей столько же теряет в мощности. Достоинством спиртовых добавок признано уменьшение токсичных выхлопов.
Основными недостатками спиртов в качестве добавки к традиционным горючим становятся расслоение спирта в бензобаке, способность летучего эфира активно впитывать воду (засоряет двигатель). Эти проблемы особенно актуальны для России, где применение спиртовых добавок не практикуется.
Экономически использование спиртовых добавок рентабельно только в странах, где возможно производство спирта с низкой себестоимостью. Поэтому в применении спирта лидируют Бразилия и Южная Азия, добывающие дешевое исходное сырье из сахарного тростника, не требующего ухода.
Биогаз и генераторный газ
Биогаз и генераторный газ (синтез-газ), содержащие большой процент метана, получают на биогазовых заводах или в специальных генераторных установках. Для производства газов могут использоваться отходы сельского хозяйства (солома, птичий помет, мясные субпродукты, водоросли) или промышленности (угольная крошка, торф, опилки).
Схема завода по производству биогаза
Не принимая во внимание разницу в процессах производства (брожение или получение в газогенераторах), важно, что оба вида газа для использования в обычных двигателях внутреннего сгорания требуют установки специального оборудования. Успехи в использовании биогаза и синтез-газа характерны для стран с ограниченными нефтяными ресурсами. Так, в Китае до 70% сельского автотранспорта работает на биогазе. В Швеции автопроизводители «Вольво» и «Скания» выпустили специальные автобусы, работающие на биогазе.
При развитом производстве этих газов их достоинствами становятся низкая стоимость (50% от цены бензина) и экологическая сбалансированность (снижение выбросов углекислого газа, сажи, отсутствие неприятных запахов). Для стран СНГ использование обоих видов газа пока не актуально, так как не существует биогазовых заводов, не выпускаются газогенераторные установки, нет сети заправок.
Биодизель
Биодизель не требует для применения конструктивных переделок дизельного двигателя. Основной причиной его применения вместо «солярки» или в качестве добавок становится беспокойство о сокращении вредных выхлопов.
Достаточно заметить, что в ряде европейских стран (особенно – в Германии), на автозаправках колонки с биодизелем начали устанавливаться более 20 лет назад. Многие производители дизтоплива официально добавляют в основное горючее 10 – 15% биодизеля.
Реальность конкуренции биодизеля с минеральным дизтопливом подтверждается рядом фактов. Автомобильные двигатели на биодизеле уже начал выпускать автоконцерн «Скания». Моторы для грузовиков, поддерживающие экологический стандарт «Евро 6», не требуют переделки под новый вид топлива, одинаково успешно потребляют обычную солярку и биодизель.
Основой биодизеля является горючий метиловый эфир, который можно выделять при переработке сельскохозяйственных масличных культур (рапса, подсолнечника) или выделять из отходов кулинарной промышленности.
Главным достоинством биодизеля признана экологическая чистота, связанная с малым содержанием в автомобильных выхлопах серы, углекислого газа, сажи. Все компоненты выхлопа природная среда (почва, вода) разлагают за месяц.
Автомобилисты считают недостатками биодизеля падение мощности двигателя (до 7%) и увеличенный расход горючего (до 8%). Кроме того, рапс (основное сырье производства топлива) истощает почву, требует постоянной смены посевных площадей для отдыха земли.
Вопрос низкой стоимости биодизеля относится к спорным, так как европейские страны освобождают этот вид горючего от ряда налогов. В странах СНГ основные объемы производимого растительного горючего уходят на экспорт в Европу, колонки с биодизелем на автозаправках встречаются редко.
Водород
Основным препятствием к использованию водорода, лидирующего по теплоте сгорания, была сложность хранения сжиженного газа (нужен криогенный бак), контроль реакции и подачи топлива в двигатель.
Первый серийный автомобиль на водороде выпустил концерн Toyota. Модель Mirai использует электрохимический генератор, питающий электромотор мощностью 136 л.с. Второй серийной моделью на водородном топливе стала Honda FCV. Оба автомобиля пока выпускаются ограниченными тиражами для внутреннего японского рынка
Honda Clarity FCV
Основным достоинством водородных двигателей уже сейчас можно считать выхлоп, состоящий из чистого водяного пара. В будущем следует ожидать наращивания мощности и удешевления двигателей на водороде.
В кратком виде достоинства и недостатки горючих видов автомобильного топлива можно представить в виде небольшой таблицы.
Топливо | Теплота сгорания в мега-джоулях на килограмм | Достоинства | Недостатки |
Водород | 141 | Лучшая теплоотдача из всех известных горючих, экологическая чистота выхлопа. | Необходимость конструирования новых двигателей. Отсутствие сети заправок. |
Бензин | 42 — 44 | Доступность, разнообразие сортов, основной тип ДВС. | Большое количество вредных выхлопов, угроза природным нефтяным запасам. |
Дизельное топливо | 42,5 | Доступность, появление экономичных двигателей. | Вредные выхлопы дизтоплива, угроза природным нефтяным запасам. |
Биодизель | 37,2 | Экологическая чистота, растительное происхождение. | Падение мощности двигателя, увеличенный расход горючего. Отсутствие развитого производства и сети заправок в СНГ. |
Спирты | 30 | Низкая стоимость для стран с сельскохозяйствен- ным производством спирта. Экологическая чистота. | Низкая теплоотдача, падение мощности бензиновых ДВС. |
Метан | 50 | Доступность, развитая сеть заправочных станций. | Падение мощности двигателя, необходимость установки специального оборудования. |
Пропан-бутан | 46,8 | Доступность, развитая сеть заправочных станций. | Падение мощности двигателя, необходимость установки специального оборудования. |
Биогаз и генераторный газ | 46,8 | Экологическая сбалансированность, возможность использования различных видов отходов, низкая стоимость. | Необходимость установки газогенераторных установок, малая мощность двигателей. |
Как нетрудно заметить, все альтернативные виды горючего не требуют кардинальной переделки двух основных типов ДВС.
На совершенно иных принципах преобразования энергии построены электромобили, поэтому электричество в качестве автомобильного движителя нужно рассматривать отдельно.
Электромобили и гибриды
Низкая стоимость электроэнергии давно привлекала автоконструкторов. Создание недорогого электромобиля с приемлемой дальностью пробега упирается в большой вес и недостаточную мощность существующих аккумуляторов. Технически установить электромотор на колесную пару или каждое отдельное колесо менее сложно.
Тем не менее, «чистые» электромобили уже выпускают концерны «БМВ» (компакт i3 и спорткар i3s), «Опель» с моделью Ampera-e, «Ситроен» с моделью E-Mehari. Полностью электрическим стал и кроссовер Jaguar I-Pace. Основными достоинствами электромобилей считаются экологическая чистота и бесшумность.
Среди применяемых аккумуляторов лидируют литий-ионные батареи, перспективны литий-фосфатные, гелевые АКБ. Временным выходом, до создания эффективных аккумуляторных батарей, стали гибридные конструкции, которые выпускают все ведущие автопроизводители. Сочетание бензинового мотора с несколькими электрическими двигателями стало основой конструкций таких неординарных моделей, как Outlander PHEV от «Мицубиши», кросс-купе «Ауди Q8», Порш Кайенн «E-Hybrid».
Какой бензин лучше для автомобиля 95 или 92 — споры продолжаются
Обслуживание | ремонт
Вопрос, какой бензин лучше 95 или 92, вызывает множество споров и заблуждений. Грамотный ответ можно дать только с учетом многих факторов, которые постараемся рассмотреть ниже.
Главный враг — детонация
Значения «92» и «95» называются октановым числом и обозначают способность топлива сопротивляться самопроизвольному возгоранию. Оно возникает вследствие высокого давления в цилиндрах и называется детонацией.
Детонация — процесс, разрушающий двигатель внутреннего сгорания. Детали подвергаются колоссальному износу из-за нарушения такта работы. При не дошедшем до конца поршне возникает взрыв горючего, силы которого направляют его в обратную сторону. В итоге на мотор оказывают влияние противодействующие силы, из-за которых повышается расход топлива и понижается мощность.
Ресурс двигателя, работающего с детонацией, в 8 раз ниже обычного. Поэтому так важно избежать возникновения данного явления. «Бороться» с детонацией можно заправкой топливом с высоким октановым числом. То есть, чем выше октановое число топлива, тем меньше вероятность возникновения детонации.
Выгоднее переплатить за 95 бензин, чем производить дорогостоящий капитальный ремонт.
Кажется, что ответ на вопрос получен. Нужно заливать 95 бензин и быть уверенным в исправной работе движка, но не все так просто.
Мифы про различия 92 и 95 бензина
Часто в ходе лабораторных исследований обнаруживалось, что 92 оказывался более качественным, чем АИ-95. Стоит учитывать, что октановое число — не основной показатель качества горючего. К важным показателям топлива относят:
- коэффициент испаряемости;
- степень воспламеняемости;
- активность к коррозированию;
- наличие примесей;
- подверженность к закоксовыванию.
Оба вида бензина одинаково соответствуют евростандартам качества и отличаются лишь сопротивляемостью к самопроизвольному воспламенению.
Ошибочно предполагать, что 95 бензин чище и качественнее 92. На некоторых заправках встречается 92 бензин с показателями, приведенными выше, лучше, чем в 95-м. Так что, постановка вопроса «бензин 95 или 92 какой лучше» не верна.
Еще одно заблуждение: ездить на бензине с высоким октановым числом полезнее для мотора. Если агрегат не имеет высокую степень сжатия и турбину, то высокое октановое число, наоборот, приводит к значительному сокращению ресурса. Это объясняется более продолжительным временем воспламенения топлива с высоким октановым числом, что вызывает повышение температуры и закоксовывание масла.
Езда на технически простом автомобиле с топливом высокого октанового числа нежелательна.
Использование 95 или 98 бензина на конструктивно простых движках оправдано при езде на высоких оборотах. При активном передвижении мотору «проще» работать на горючем, сопротивление детонации которого выше.
Каждый вид топлива предназначен для определенных двигателей. Поэтому ответ на вопрос «Какой в России бензин будет лучше — 92 или 95?» зависит от марки и возраста автомобиля.
Влияние степени сжатия на выбор топлива
Важно понимать, что различные октановые числа созданы для разных моторов. Конструктивные особенности разделили их на группы по степени сжатия.
Чем выше степень сжатия, тем выше КПД мотора. Но есть и обратная сторона: высокая степень требует от топлива максимального сопротивления детонации. Поэтому премиальные высокотехнологичные автомобили рекомендуется заправлять 98 топливом и выше — из-за высокой степени сжатия в таких машинах детонация может возникнуть даже при использовании 95 бензина.
Машины с высокой степенью сжатия требуется заправлять горючим с октановым числом не менее 95 единиц.
Очень чувствительны к топливу и автомобили с турбированными двигателями, которые отличаются высокой степенью сжатия. Возникновение детонации в таких агрегатах наносит больший ущерб, чем в атмосферных.
Распространенные моторы с высокой степенью сжатия:
- TFSI/FSI от Volkswagen group;
- Skyactiv от Mazda.
Маркировка рекомендуемого топлива на крышке бензобака
На автомобилях, произведенных в США, на крышке бензобака располагаются символы AKI, обозначающие индекс сопротивления детонации, но некоторые водители ошибочно предполагают, что символика «AKI93» обозначает рекомендацию к заправке автомобиля 95 топливом.
Правильное соответствие AKI к октановому числу | |
Американская аббревиатура | Европейская аббревиатура. |
AKI 87 | АИ-92 |
AKI 91 | АИ-95 |
AKI 93 | АИ-98 |
Влияние 92 и 95 бензина на поведение автомобиля
Более высокое октановое число дает больше мощности. Но этот прирост будет минимальным для моторов с простой конструкцией, он почувствуется только на высоких оборотах, причем увеличение КПД будет незначительным.
Совет, каким лучше заправлять бензином свой авто: если вам необходимо топливо для увеличения мощности, то 95-й бензин — не лучший вариант. Разница в поведении автомобиля на 92 и 95 минимальна, а 98 поможет реализовать больше мощности.
С поведением машин на разных октановых числах все неоднозначно. Самый важный аспект — то, под какое топливо проектировалось транспортное средство. Если конструкция ДВС авто разработана под 95 бензин, а его заправят 92, то динамические характеристики снизятся ощутимо. Обратный пример: в машине, рассчитанной на 92 бензин, при езде на 95 прирост мощности будет менее заметным.
Вывод: смена октанового числа влияет на динамику. Мощностные потери от снижения октанового числа больше, чем мощностной прирост от повышения данного показателя. Для определения качества бензина 92 или 95 и какой из них лучше, требуется проводить химический анализ на количество примесей.
К чему приводит смешивание двух типов бензина
Существует распространенный миф, что смешивание двух октановых типов топлива дает средне арифметическое октановое число. Например, залить половину бака 92, вторую половину 95. В теории должно получиться общее октановое число типа 93,5, но на практике выходит иначе. Топливо с разными числами отличается плотностью. Если смешать две среды разной плотности, возникнет эффект расслоения. Более легкий высокооктановый бензин будет располагаться над низкооктановым.
Смешивание не дает эффекта, поэтому заниматься этим нет смысла.
Актуальность 92 бензина
Актуальность горючего с октановым числом «92» теряется с каждым годом. В странах Европы данный тип уже давно не используется. В других странах уже практически не актуален даже 95. Обусловлено это сложной технической составляющей современных транспортных средств. «Нежные» узлы топливной системы современных машин быстро выходят из строя при заправке дешевым топливом.
Из-за этого факта бытует мнение, что современные авто ненадежны. Они ненадежны не из-за конструкции, а из-за неправильного использования. Для эксплуатации без поломок важно соблюдать два основных правила:
- заливать качественный бензин;
- своевременно проходить ТО.
Вопрос, на каком бензине лучше будет ездить на 92 или 95, у владельцев машин должен стоять на первом месте. Аналогию можно провести с организмом человека, который будет в плохом состоянии при питании пищей, не рекомендованной врачами.
Разница в стоимости между 92 и 95 бензином минимальна: 4-5 рублей. Экономия на «копейках» приводит к значительным тратам на ремонт. Стоит ли заниматься данной экономией и определять, какой именно лучше заправлять в авто бензин, решать каждому.
Специалисты советуют заливать то топливо, которое предусмотрено в техническом паспорте на транспортное средство.
Наиболее чувствительные к качеству топлива автомобили
Бензин 95 или 92, какой лучше определить невозможно. Каждый тип предназначен для конкретной категории транспортных средств.
Автомобили немецкого производства считаются самыми чувствительными к качеству горючего. Исключения есть лишь в моделях, рассчитанных на отечественный рынок: Volkswagen Polo, Skoda Rapid и прочие бюджетные модели с атмосферным мотором 1,6 BSE.
Агрегаты компаний Audi, BMW и Mercedes работают при повышенной степени сжатия, что уже делает дешевое топливо непригодным для них. Но высокая степень сжатия — это не главная проблема: температурный режим в 100-120 градусов создает еще больше условий для возникновения детонации. Для владельцев таких транспортных средств нужно выбирать не между 92 и 95, а между 98 и 100.
Audi менее чувствительна к качеству топлива, чем BMW. Баварские автомобили работают при температурах в 120 градусов, а Audi — при 95–105.
Машины, чувствительные к качеству топлива:
- BMW;
- Audi;
- Mercedes;
- Range Rover;
- Mazda.
Машины, для которых качество бензина не так важно
Закон: технически проще мотор — меньше чувствительность к способности самовоспламеняться горючего. Технические решения, повышающие требования автомобиля к октановому числу:
- непосредственный впрыск;
- степень сжатия;
- температурный режим;
- наличие турбонаддува.
Бюджетные транспортные средства лишены данных технических решений, что делает их не такими динамичными и экономными, но зато менее чувствительными к стоимости горючего.
Французский альянс Renault-Nissan производит моторы, отличающиеся максимальной простотой. Серия K4M способна без проблем работать на 92 топливе и даже на 80 (если удастся найти). Данный движок отличается рекордной неприхотливостью, некоторые версии имеют всего 8 клапанов. Устанавливается на модели Рено:
На втором месте корейский производитель Kia, которому удалось реализовать низкие требования к октановому числу при относительно высоких показателях КПД.
Другие автомобили, рассчитанные на 92 бензин:
- Mitsubishi: ASX, Outlander и Pajero Sport.
- Lada: Xray и Vesta Largus.
- Ваз: 2009, 2106, 2107, 2108, 2112, 2114, 2115.
- Kia: Rio.
- Ford: Explorer, Fiesta.
- Nissan Almera.
Бензин 92 или 95 какой лучше — не верная формулировка вопроса, так как данные виды топлива предназначены для разных моторов. Автомобилям с технически простыми движками предпочтительнее ездить на 92 бензине, так как он более щадящее относится к мотору и позволит экономить деньги. Посмотрите также, какой бензин заливать в автомобили Хендай, чтобы продлить срок службы двигателя.
Машины с высокой производительностью нельзя заправлять 92 топливом, так как это приведет к серьезным поломкам. В автомобилях класса люкс запрещено использовать 92 и 95. Их ДВС рассчитаны на октановые числа от 98 до 102.
Чем заправляться, когда закончится нефть?
Не спешите с ответом: вариантов гораздо больше, чем кажется. Уже сегодня даже в такой равнодушной к «зеленым» технологиям стране, как наша, можно купить две модели электромобилей и новенький немецкий седан, работающий на газовом топливе. Мы выяснили, какие существуют альтернативные виды топлива и что мешает им попасть в двигатели наших автомобилей.
Газомоторное топливо
Один из самых доступных видов альтернативного топлива (хотя в некоторых странах СНГ и ЕС с этим тезисом вряд ли согласятся). Для широкого применения газового топлива нет необходимости конструировать какие-то особые двигатели или создавать с нуля специальную инфраструктуру. Автомобили, работающие на газе, производятся на основе обычных бензиновых или дизельных машин с минимальной модернизацией.
Достоинства и некоторые недостатки «газового» Volkswagen Passat мы уже выяснили. Вы тоже сможете о них узнать, если прочтете статью «Как сэкономить на бензине: тестируем газовый Passat». |
Существует два вида газомоторного топлива: пропан (сжиженный нефтяной газ – побочный продукт переработки сырой нефти или природного газа) и метан (природный газ). На пропане работали «газифицированные» грузовики и автобусы в советские времена. В современном автопроме предпочтение отдается метану.
Серийные модели, доступные в России: Volkswagen Passat/Passat Variant EcoFuel. Цена – от 1 275 000 рублей. Кроме того, перевести на газ сегодня можно практически любой бензиновый или дизельный автомобиль. Однако официальные дилеры такими переделками не занимаются, а за работы, выполненные в несертифицированных сервисах, вас немедленно лишат заводской гарантии.
Что мешает массовому распространению: прежде всего затраты на инфраструктуру. Они хоть и меньше тех, что требуются на зарядочные станции и водородные заправки, но тоже существенны. При этом в России, по нашим ГОСТам, бензиновый и газовый заправочные пистолеты не могут соседствовать на одной колонке. Кроме того, природный газ, как и нефть, когда-нибудь закончится.
Электроэнергия
Из всех возможных альтернатив бензину и солярке эту лоббируют наиболее активно. Основной аргумент: работающие электромобили не выбрасывают вредных веществ в атмосферу. Поэтому к ним издавна «неровно дышат» многочисленные экологические организации и поддерживающие их идеи политики.
О том, являются ли электромобили настолько экологически чистыми, как принято считать, – в статье «Электромобили: лечим природу или калечим?».
Но если учесть выбросы при производстве электромобилей и батарей, а также при создании необходимой инфраструктуры – получится, что «на круг» они ненамного экологичнее машин с традиционными ДВС. Ряд проведенных исследований это уже подтвердил.
Серийные модели, доступные в России: Mitsubishi i-MIEV (от 1 800 000 рублей), E-Car GD04B (от 450 000 рублей).
Что мешает массовому распространению: дороговизна электромобилей и отсутствие компактных, емких и стойких к морозам аккумуляторных батарей. Кроме того, мало кто вспоминает о том, что во время зарядки электромобиль потребляет такое же количество электроэнергии, как и электрочайник. Но если последний закипает за пару-тройку минут, то электромобиль заряжается в течение нескольких часов. То есть для массовой «электромобилизации» человечеству придется значительно увеличить выработку электроэнергии. А самый распространенный в мире (и самый эффективный) способ ее выработки – тепловые электростанции. Работающие на тех же углеводородах. Круг замкнулся…
Водород (топливные ячейки)
На фоне моды на электромобили несколько подзабытым оказался водород. Лет пять назад мы намного чаще слышали об автомобильных новинках, использующих такой вид топлива. Не так давно с автомобилями на топливных ячейках активно экспериментировал даже АвтоВАЗ. Та самая компания, что только в прошлом году отказалась от выпуска разработанной в 1950-х годах модели.
Между тем многие производители разработку водородных авто не только не прекращают, но и полагают, что именно за ними – будущее. То самое, в котором не будет места углеводородам и продуктам их переработки, а выхлоп у всех машин будет безвредным.
Примеры серийных моделей: Honda FCX Clarity, семейство моделей Mercedes-Benz Fuel Cell (все перечисленные модели в России недоступны).
Что мешает массовому распространению: дороговизна технологий и разработанных серийных образцов. К этому добавим отсутствие необходимой инфраструктуры (даже в «повернутой» на экологии Калифорнии количество водородных заправок куда меньше, чем спортивных титулов у ее знаменитого экс-губернатора), а также невысокий КПД водородных движков – по сравнению с другими альтернативными видами топлива.
Биодизельное топливо
Представляет собой горючее на основе масел и жиров. Чаще всего – растительных, в некоторых случаях – и животных. В технической литературе встречаются даже описания биотоплива, произведенного из отходов жиров, использованных в кухнях ресторанов и кафе. Получается, фаст-фуд – не такой уж и вредный?!
Практически любой дизельный мотор можно «малой кровью» модернизировать под потребление биотоплива: как в чистом виде, так и в смешанном с «соляркой». Причем в последнем случае возможно использование такого горючего даже на неадаптированной машине.
Данный вид топлива получил несколько лет назад весьма широкое распространение в Европе, Бразилии и Аргентине. Не в последнюю очередь – за счет госсубсидий фермерам, согласившимся в промышленных масштабах выращивать необходимые для производства биодизеля культуры.
Примеры серийных моделей: на «биодизель» на основе жиров и масел переводят главным образом грузовики, автобусы, а также спецтехнику; легковые авто на биодизельном топливе – по большей части экзотика, но в Соединенных Штатах какое-то время назад они мелькали на дорогах довольно часто.
Что мешает массовому распространению: не поверите – конкуренция человека и автомобиля за пропитание! Ученые из Университета Миннесоты предостерегают: мода на биодизель вынудит фермеров засевать поля не продовольственными, а техническими культурами, и количество голодающих на планете (если так пойдет и дальше) вырастет до 1,2 млрд человек! Европа, вняв предупреждениям экспертов, от биодизеля постепенно отказывается.
Спирты (этанол и метанол)
Горючее на основе спиртов – еще одна из разновидностей биотоплива. Метанол, древесный метиловый спирт, в качестве топлива использовали ранее на автомобилях в виде смеси M85 (85% метанола, 15% бензина), но в настоящее время таких машин больше не производят.
Фото: Omniauto.it; Volvo Car Corp.
Зато в мире полным-полно машин, работающих на смесях бензина с этанолом, то есть этиловым (или «хлебным») спиртом. Производится он за счет брожения зерновых культур, но в последнее время этанол гонят (для транспортных нужд, разумеется) из самых различных трав, деревьев и водорослей. Даже из биомассы, остающейся после удаления из растительного сырья пригодных для пищевой промышленности компонентов.
Примеры серийных моделей: автомобили Volvo и Ford семейства FlexiFuel (в России недоступны).
Что мешает массовому распространению: недостаток сырья – все забирает себе ликеро-водочная промышленность… Если серьезно, то главная причина – дороговизна автомобилей, работающих на спирту. Равно как и необходимость использования для производства такого топлива продовольственных культур. Со всеми вытекающими (см. пункт о том, что мешает биодизельному топливу) последствиями…
Резюме Kolesa.Ru
Серийные автомобили на альтернативном топливе появляются в продаже все чаще. Что не может не радовать. Возможно, когда-нибудь мы наконец перестанем ездить на технологиях прошлых столетий и пересядем на достижения века нынешнего.
Проблема лишь в том, что пока эти самые продвинутые технологии слишком далеки от жизни. Альтернативные топливные системы в большинстве своем либо не выдерживают никакой конкуренции с традиционными, либо доступны лишь избранным.
Все изменится, когда будет создан двигатель на альтернативном горючем, столь же практичный и недорогой, как традиционный ДВС. И тогда мы без всяких правительственных льгот и преференций начнем покупать «зеленые» авто.
Мобильные телефоны тоже когда-то представляли собой ящики весом килограмма полтора-два. Когда-нибудь и автомобили «позеленеют», а из выхлопных труб будет вырываться лишь тоненькая струйка пара.
Источник http://autoleek.ru/avtomobilnye-zhidkosti/toplivo/na-chem-ezdyat-avtomobili.html
Источник https://autodvs.ru/benzin-95-ili-92-kakoy-luchshe/
Источник https://www.kolesa.ru/article/alternative-fuel-2013-11-22