Что лучше механика или автомат? Сравнение МКПП и АКПП

Что лучше механика или автомат? Сравнение МКПП и АКПП

Современные легковые автомобили оснащаются механической или автоматической коробкой переключения передач. У каждой из них есть как сторонники, так и противники. Чтобы определить, что лучше механика или автомат на авто, нужно познакомиться с их слабыми и сильными сторонами.

Главное назначение любой коробки переключения передач — это передача крутящего момента от двигателя к ходовой части автомобиля. В зависимости от дорожных условий крутящий момент должен своевременно изменяться, чтобы машина двигалась плавно и без остановок в любых дорожных ситуациях.

Механическая коробка переключения передач

Механическая коробка переключения передач

Механическая коробка передач прошла длинный путь от двухступенчатого агрегата до 5-6 ступенчатых образцов. В результате эволюционного процесса механика стала простым и надежным вариантом трансмиссии.

Преимущества “механики”

В конкурентной борьбе за потребителя с автоматическими коробками механика имеет следующие преимущества.

  1. Обычная механическая коробка быстрее разгоняет автомобиль. Водитель может осознанно раскрутить двигатель до критической зоны, достигая максимальной динамики. Соответственно и разгон получается на несколько секунд быстрее, чем у аналогичной машины с автоматом.
  2. Умелое пользование механикой позволяет значительно сэкономить топливо (наши рекомендации, как уменьшить расход топлива). Использование наката и быстрое переключение передач становятся одними из главных факторов экономии. Однако данное преимущество будет во многом зависеть от мастерства водителя.
  3. Объем механической коробки значительно меньше, чем у автоматического агрегата. Поэтому экономия при замене масла будет приличной (2-3 л у механики против 6-10 л у АККП). Кстати, подробная инструкция по замене масла в АКПП.
  4. В морозную погоду автомобиль, оснащенный МКПП, удается легче завести. Это объясняется тем, что меньшее сопротивление деталям оказывает небольшой объем вязкого масла. Кроме того, нажав педаль сцепления, можно отключить трансмиссию от холодного двигателя и уменьшить нагрузку на стартер при запуске мотора (полезные советы, как завести машину в мороз).
  5. Ремонт механической трансмиссии становится не только более простым занятием, но и менее затратным по сравнению с автоматом.
  6. При вождении на зимних дорогах шофер может спокойно делать пробуксовки, не боясь, что масло перегреется, как в случае с АКПП.

Недостатки механических КПП

Но есть ситуации, когда механические трансмиссии уступают современным автоматам.

  1. Одним из основных минусов является неудобство вождения, до момента ”привыкания” к механике. Особенно сложно приходится начинающим водителям и женщинам. Проблемы возникают при трогании автомобиля и при переключении на пониженную передачу, а также при движении в городских условиях.
  2. Серьезные нагрузки приходится испытывать сцеплению, когда за руль садится неопытный шофер. Вывести из строя этот узел достаточно просто, а вот ремонт обойдется в кругленькую сумму.
  3. Механические коробки существенно снижают ресурс мотора. Это происходит при излишнем раскручивании двигателя или, наоборот, при движении с нагрузкой на малых оборотах.

Автоматическая коробка переключения передач

Автоматическая коробка переключения передач

В настоящее время есть несколько разных типов АКПП. Это

Количество передач с годами также растет, достигая 6-7 режимов. К тому же в новейших моделях есть улучшения в плане экономичности и плавности переключения при разгоне.

Достоинства автомата

В последнее время автоматические КПП «наступают на пятки» механике. Это объясняется теми достоинствами, которые дает автоматическая трансмиссия автовладельцу.

  1. Современные автоматические коробки позволяют автомобилю наравне соревноваться в скорости с конкурентами, оснащенными механикой. Это некоторые модели вариаторов и 6-7-ступенчатые автоматы с двумя дисками сцепления.
  2. Классические автоматические КПП не могут похвастать экономичностью расхода топлива, а вот новейшие 6-7-ступенчатые автоматы и вариаторы практически не уступают механике.
  3. Автомобили с АКПП пользуются спросом у начинающих водителей и представительниц слабого пола. Благодаря автомату машина не заглохнет при трогании с места, а двигаться в интенсивном городском потоке будет намного проще и безопасней.
  4. Автоматическая коробка повышает долговечность двигателя. Даже неумелые действия водителя не способны повлиять на работу силового агрегата.
  5. Наличие ручного режима позволяет опытным водителям наслаждаться некоторыми преимуществами механики.

Недостатки АКПП

Несмотря на очевидные преимущества автоматических коробок, есть у них и слабые места. Многие из них уже упоминались:

  • высокая стоимость обслуживания и ремонта,
  • проблемы с запуском двигателя в сильные морозы,
  • повышенный расход топлива,
  • проигрыш в динамике разгона.

Кроме того, стоимость автомобиля, оснащенного автоматом будет больше аналогичной машины с механикой на 30-40 тыс. руб.

Даже самая «умная» автоматическая коробка не может предусмотреть складывающиеся на дороге непредвиденные ситуации. Она не сможет заблаговременно перейти на пониженную передачу, а часто это может привести к опасной остановке авто.

Читать статью  Как работает сцепление в автомобиле?

Проблема выбора автомобиля с механической коробкой или с автоматом была и остается актуальной. Для комфорта и быстрого обучения следует отдать предпочтение АКПП. Автоматы пользуются заслуженной популярностью у женщин и шоферов-новичков. А тем водителям, кто любит острые ощущения от езды, умеет экономно использовать топливо лучше подойдет механическая трансмиссия. Поэтому каждая из коробок переключения передач имеет право на существование и дальнейшее развитие.

Чем отличается механика от автомата? Разбираем матчасть

Механическая коробка передач постепенно становится атавизмом в мире автомобилей. В западных странах все чаще используют более современные автоматические КПП, которые помогают экономить топливо, продлевают ресурс двигателей, а заодно и вынимают из карманов владельцев круглые суммы на ремонт. В России пока механика держится в лидерах, если смотреть на самый массовый бюджетный класс автомобилей, но в среднем и дорогом сегменте уже также лидируют автоматы.

Причины понятны. На механике ехать в городском потоке очень неудобно. Стоять в пробке и вовсе страшно. Автомат позволяет сконцентрироваться на управлении авто и избежать неприятностей на дороге. Так что переход на автоматические коробки вполне оправдан. Сегодня мы постараемся кратко сравнить современные типы автоматов с механической коробкой и найти главные отличия от старой доброй механики.

Итак, поговорим о таких вещах:

  • какие виды автоматов сегодня существуют;
  • чем отличается каждый тип автоматической коробки от механики;
  • какой ресурс у разных типов КПП на автомобилях;
  • что лучше покупать для конкретной сферы использования;
  • какие коробки лучше обходить стороной.

Какие автоматы сегодня представлены на рынке?

Среди всех разновидностей автоматических коробок передач стоит выделить три самых распространенных вида: гидротрансформатор или привычная классическая АКПП, роботизированная коробка, а также вариатор CVT.

Принципы работы у всех типов коробок разные. Также отличается механическая часть. Но суть эксплуатации остается одинаковой для всех автомобилей. Алгоритм начала поездки следующий:

  • необходимо завести автомобиль, убедившись, что рычаг КПП находится в режиме P;
  • далее следует выжать педаль тормоза, затем перевести селектор КПП в положение D или R;
  • далее нужно медленно отпустить педаль тормоза, переставить ногу на акселератор для выбора скорости;
  • затем регулируйте скорость педалями газа и тормоза и не переживайте о переключении передач;
  • после полной остановки автомобиля для последующей стоянки нажмите на педаль тормоза и удерживайте ее, затем переведите селектор КПП в режим P.

На автоматах не нужно постоянно включать нейтралку при остановке в пробках или на светофорах. Также не стоит баловаться ручными режимами переключения. Ваш автомат, независимо от его типа, прослужит гораздо дольше, если вы будете эксплуатировать его так, как предусмотрел производитель.

Любая автоматическая коробка не любит буксировки или не переносит ее вообще. Также буксировать вашим автомобилем можно исключительно тот вес, который указан в паспорте авто. Иначе проблем не избежать. Но сегодня мы будем говорить больше о конструкции, чем об эксплуатации.

Отличия механики от традиционного автомата

Традиционной автоматической коробкой передач называют гидротрансформатор. Конструкция такой коробки подразумевает наличие некоего трансформатора и гидроблока. В этих механизмах курсирует трансмиссионное масло, а его сопротивление и давление является поводом для переключения передач. Конструкция гидротрансформаторов достаточно сложная, но надежная. Передачи здесь построены так же, как на механике, но вот механизм переключения совершенно другой. На таких коробках отсутствует сцепление, его роль выполняет гидротрансформатор.

Если пояснять простым языком, то при достижении определенных оборотов давление жидкости в гидроблоке увеличивается, и это способствует переключению передач. Управляет автоматом специальный компьютер, но большая часть работы выполняется механической частью коробки. Именно поэтому устройство довольно надежное.

От механики такие коробки отличаются практически всем, кроме самих шестерен передач. Ремонт классической автоматической коробки будет довольно дорогим, но все же более демократичным, чем ремонт других типов автоматических КПП. АКПП с гидротрансформатором служат долго, но не обеспечивают должной экономии топлива. Разница с механической коробкой на таком же двигателе может достигать 20-30% в городском режиме. А вот на трассе расход будет почти одинаковым.

Роботизированные КПП – в чем отличие от механики?

Большой расход машин на автомате (и, вероятно, длительный срок их службы) не устраивал производителей автомобилей. Поэтому они придумали другой тип автоматических коробок, который стали устанавливать везде и всюду, даже АвтоВАЗ разработал своего робота AMT. Эти коробки дешевле традиционных автоматов-гидротрансформаторов. Конструктивно они имеют очень много общего с механической коробкой передач, просто нужные передачи выбирает не человек, а некая роботизированная система.

Итак, особенности конструкции такие:

  • коробка построена на основе механической КПП, по сути, он и есть механической коробкой с дополнительной надстройкой в виде робота;
  • выжимает сцепление и переключает передачи робот, который присоединен к механической коробке;
  • именно сцепление является самым дорогим и сложным механизмом, зачастую оно двойное, бывает сухим или мокрым и очень часто вызывает проблемы;
  • сцепление изнашивается за 100-150 тысяч км, а вместе с ним страдают вилки и другие элементы, которые также стоят дорого.
Читать статью  Рейтинг механических защит автомобиля от угона: ТОП-6 популярных средств от кражи

В общем, с роботизированной коробкой решается главная проблема автомата – повышенный расход топлива. К примеру, автомобили на роботизированной коробке DSG-7 от Volkswagen расходуют на 1 литр топлива на 100 км меньше, чем автомобили с тем же двигателем на механической коробке. Но и служат такие коробки значительно меньше механики, постоянно подкидывая владельцам проблем со сцеплением и другими механизмами.

Вариатор CVT и механика – в чем отличия?

Вариатор – это наиболее отдаленный от механической коробки передач механизм. Между этими двумя типами коробок нет особо ничего общего. Так что вариатор стоит рассматривать как совсем другую технологию, сравнивать ее с механикой смысла нет.

Итак, вариаторы чуть более экономичные, чем гидротрансформаторы, но все же машины с CVT расходуют больше топлива, чем автомобили на механике или с роботизированной КПП. Также вариаторы зачастую менее надежны, чем механика и гидротрансформатор. Вариаторы можно сравнить по надежности и сложности ремонта с роботизированной КПП.

Основные особенности конструкции такие:

  • вариаторы не имеют ступеней переключения передач, крутящий момент передается без разрывов и скачков, максимально плавно;
  • такая конструкция обеспечивает более плавный разгон без подергиваний, улучшая водительский опыт за рулем авто;
  • в основе вариатора, если говорить простыми словами, находятся два конуса – один принимает крутящий момент от двигателя, с помощью ремня вращает второй конус, а тот, в свою очередь, передает крутящий момент на колеса;
  • слабые места в коробке – это «бублик» с трансмиссионной жидкостью, а также сами ремни приводов.

Проблема вариатора в том, что он плохо поддается ремонту. Механическую коробу или традиционный автомат можно ремонтировать и дефектовать много раз, а вот вариатор при наличии серьезной проблемы придется заменить. Впрочем, умельцы научились восстанавливать вариаторы, но после сложного и дорогостоящего ремонта служат эти механизмы не очень долго. Средний срок жизни вариатора CVT – около 150 000 км, иногда они доходят без проблем до 250 000 км, но больше служат очень редко.

Какую коробку выбрать для разных условий эксплуатации?

Выбор коробки передач достаточно важен для длительной эксплуатации машины. Но давать конкретные рекомендации довольно сложно. Кто-то привык контролировать все нюансы работы авто самостоятельно и хочет только автомобиль с механической коробкой, а для кого-то важен исключительно комфорт.

Но есть некоторые рекомендации, которые помогут вам проще и дольше эксплуатировать коробку передач без поломок:

  1. Не стоит покупать авто с механической коробкой, если ваши поездки сосредоточены на городских улицах. Вы явно не будете в восторге при простое в пробках и тянучках, да и каждая остановка на светофоре будет вас раздражать.
  2. Автомобили с традиционными автоматами стоит покупать в том случае, если вы чаще всего ездите по трассе. В городских режимах эти авто будут потреблять слишком много топлива.
  3. Вариатор же наоборот плохо подходит для трассы. При постоянном движении с одной скоростью вариатор перегревается, а вероятность выхода из строя ремней значительно повышается.
  4. Роботы и вариаторы стоит покупать в том случае, если вы выбираете новый автомобиль. На подержанных авто с вероятностью скрученного пробега такие коробки могут выйти из строя в любой момент и стать причиной больших расходов.

Впрочем, все рекомендации сугубо индивидуальные. Если человек хорошо ухаживает за своим автомобилем, производит все сервисные процедуры согласно рекомендациям, он сможет долго эксплуатировать любую коробку в любых условиях. Но если вы хотите максимально практичную, долговечную, простую в ремонте коробку, то альтернативой механике все равно может быть только гидротрансформатор.

Какой ресурс у разных видов коробок передач?

  1. Механическая КПП – до 500 000 км и даже больше при своевременной замене масла.
  2. Гидротрансформатор – от 200 000 до 350 000 км, редко автоматы могут проходить больше без ремонта.
  3. Роботизированная КПП – от 100 000 до 200 000 км в зависимости от конструкции, иногда и до 350 000 км (с мокрым сцеплением и удачной конструкцией).
  4. Вариатор CVT – от 100 000 до 200 000 км. Срок службы зависит от правильности эксплуатации, обслуживания и производителя коробки.

Часто задаваемые вопросы

Какая автоматическая коробка передач проще в управлении?

Простота управления автоматической коробкой никак не зависит от типа КПП. Все автоматы управляются примерно одинаково, так что выбор должен быть основан на других факторах, указанных выше в данной статье.

Сколько стоит ремонт разных видов автоматов?

Ответить на этот вопрос сложно. Стандартный полноценный ремонт гидротрансформатора будет стоить не меньше 40-50 тысяч рублей. Но окончательная стоимость ремонта будет зависеть от типа поломки, бренда вашей коробки, а также от выбранного сервиса.

Насколько выше расход у АКПП чем у МКПП?

Расход может быть даже ниже на автомате, если вы используете авто с роботизированной коробкой. Машина с АКПП гидротрансформатором в городском цикле расходует от 10% до 30% больше топлива, чем такое же авто с механической коробкой передач.

Читать статью  Полировка кузова автомобиля

Можно ли купить контрактную автоматическую коробку при поломке?

Иногда такое решение будет дешевле ремонта, но никто не может дать вам гарантию качества коробки передач, которая снята с другого автомобиля. Проверить же узел практически невозможно.

Когда нужно менять масло в разных типах АКПП?

Масло в любых типах коробок нужно менять в промежутке от 60 000 км до 90 000 км пробега. Вариаторы лучше обслуживать чаще, так как чистота масла в них напрямую влияет на долговечность.

Трансмиссия автомобиля. Автоматическая и механическая. В чем разница?

Трансмиссия автомобиля

Машина состоит из нескольких основных узлов, которые дают возможность создавать и преобразовывать энергию, полученную от сгорания топлива, в крутящий момент и передавать ее на колеса. К этим основным узлам относится трансмиссия.

Что такое трансмиссия?

В машиностроении трансмиссией называют совокупность сборочных единиц и различных механизмов, которые предназначены для соединения двигателя внутреннего сгорания с ведущими колесами. При этом можно выделить несколько назначений этого механизма:

  1. Передача крутящего момента от двигателя автомобиля к ведущим колесам.
  2. Изменение тяговой силы.
  3. Изменение скорости.
  4. Изменение направления движения автомобиля.

Трансмиссия является одним из основных узлов, который определяет показатели автомобиля при движении: максимальную скорость, скорость разгона. Назначение трансмиссии определяет ее как важный элемент автомобиля, за которым нужно постоянно следить, проводить диагностику и своевременный ремонт.

Механическая трансмиссия

Какие бывают трансмиссии?

На сегодняшний день существует большое количество различных видов трансмиссий, которые отличаются друг от друга эксплуатационными свойствами, надежностью и принципом функционирования. По основному принципу работы можно выделить следующие виды механизмов переключения скоростей в автомобиле:

    – наиболее простой вариант исполнения, который характеризуется простотой конструкции, надежностью и длительным сроком службы. Однако именно то, что данный тип коробки передач требует участия человека в процессе переключения скоростей, привело к образованию основных правил управления автомобиля: правильное взаимодействие со сцеплением, правильное включение скоростей во время движения. Пример: на машинах ВАЗ 2109, да и вообще, на всех ВАЗах до 2000 года выпуска, как правило, стоит ручная коробка передач (механика). – усовершенствованная система, которая не требует участия человека в переключении передач во время движения автомобиля. Это привело к тому, что на автомобилях с автоматической коробкой передач отсутствует педаль сцепления. Однако автоматическая трансмиссия очень дорога в обслуживании, требует постоянной диагностики, имеет меньшую степень надежности в сравнении с ручной КПП.
  1. Смешанный тип коробки передач – позволяет переключать коробку передач самостоятельно без необходимости нажатия сцепления. Чаще всего, подобная трансмиссия автомобиля устанавливается на гоночные версии транспортного средства, или идет как дополнительная опция.

Как правило, вид установленной коробки передач зависит от стоимости автомобиля, его года выпуска и класса.

Автоматическая трансмиссия

Из чего состоит трансмиссия?

Из-за наличия большого количества функций у данного агрегата его устройство можно назвать сложным. Устройство трансмиссии выглядит следующим образом:

  1. Сцепление – позволяет переключать передачу без нанесения вреда механизму КПП.
  2. Коробка передач – узел, который обеспечивает возможность регулирования скорости и подаваемой мощности на ведущие колеса путем использования сочетания различных по величине шестерни. От данного узла зависят основные свойства трансмиссии.
  3. Главная передача.
  4. Дифференциал.
  5. Шарниры равных угловых скоростей.
  6. Приводные валы.

Стоит учесть, что у переднеприводных автомобилей главная передача и дифференциал расположены в картере коробки передач.

Принцип работы трансмиссии заключается в следующем:

При нажатии на педаль, водитель приводит в действие механизм сцепления, который связывает ведущие колеса с двигателем. Крутящий момент передается от коленчатого вала на приводные валы, а оттуда в дифференциал. С помощью системы шестерен крутящий момент меняет свое направление и передается непосредственно на колеса.

Механическая трансмиссия – наиболее распространенный тип, который отличается максимальной простотой функционирования, именно поэтому она используется на шестерках и прочих тазах, даже после тюнинга ВАЗ 2106.

Необходимым атрибутом МКПП является рычаг переключения передач, который установлен в салоне автомобиля. Это необходимо для того, чтобы при необходимости переключении передачи водитель смог выполнить действия в соответствии с ситуацией. При помощи специального механизма тяги во время движения рычага происходит движение по осям трансмиссии ее шестерни.

Сцепление позволяет автомобиля стоять неподвижно или плавно переключать передачу во время движения. Во всех автомобилях первая передача дает меньшую максимальную скорость, но большую тягу и мощность; последняя передача наоборот дает большую скорость, но меньшую мощность.

Рычаг передач

Устройство трансмиссии зависит от ее вида и других особенностей автомобиля. Ведь существую автоматические и полуавтоматические типы КПП, которые имеют различные дополнительные механизмы для обеспечения быстрого и плавного переключения скоростей. Стоит отметить, что в современных автомобилях из Германии для улучшения показателя разгона автомобиля до первой сотни на спидометре применяют двойное сцепление.

Источник https://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/157-chto-luchshe-mehanika-ili-avtomat.html

Источник https://avto-flot.ru/blog/cem-otlicaetsa-mehanika-ot-avtomata-razbiraem-matcast.html

Источник https://avto-all.com/avtolyubitelyam-na-zametku/transmissiya-avtomobilya-avtomaticheskaya-i-mehanicheskaya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: