Замена масла в АКПП: зачем, когда и в каких случаях уже поздно
Вопрос «когда менять масло» для всех обладателей АКПП сродни шекспировскому «быть или не быть». Вопрос глобальный, всеобъемлющий, требующий немедленных действий и при этом совершенно бесполезный по сути. Ведь если вы задумались над этим, то, скорее всего, менять масло уже поздно.
М асло в любой автоматической коробке передач выполняет сразу множество функций. Оно работает смазкой для подшипников, отводит тепло от нагревающихся деталей, служит рабочим телом для гидротрансформатора и для гидравлической системы управления. Для того, чтобы все части коробки работали как надо, масло должно сохранять свои свойства в довольно небольшом интервале значений. Небольшое отклонение параметров за допустимые рамки – и вот уже одна из частей АКПП работает не так. И это сказывается на поведении автомобиля: появляются рывки, потеря тяги, да, наконец, машина попросту перестает ехать. Что же происходит с маслом и коробкой?
Как работает масло в АКПП
Пожалуй, не помешает небольшое введение в конструкцию современных АКПП. И если вы последние 30-40 лет провели в летаргическом сне или на необитаемом острове, докладываю обстановку: почти все коробки эволюционировали из систем с чисто гидравлическим управлением в электронноуправляемые.
Изначально гидродинамический трансформатор, он же ГДТ, работал совместно с планетарной коробкой передач, в которой переключения выполнялись подачей давления на ту или иную группу фрикционов или тормозную ленту с помощью пневмогидравлических дозаторов. Этот глобальный принцип остался.
Иногда в коробках по-прежнему есть ГДТ, иногда его заменяет комплект сцеплений, иногда редукторы выполнены в виде классических планетарных, но встречаются и вальные конструкции (в основном у Хонды), а также цепные и ременные передачи вариаторов.
Но за редкими исключениями все так же система управления подает давление на исполнительные узлы, давление создает маслонасос, а масло все так же смазывает, охлаждает и непосредственно управляет переключениями передач.
Больше всего от «классической» схемы ушли простейшие «роботы» с одним сцеплением и коробки Getrag 6DCT250 – в этих АКПП масло используется только для смазки и охлаждения редукторов коробки, сцепления у них охлаждаются воздухом, а система управления стоит с электроприводом. Все остальные АКПП в той или иной степени страдают от необходимости совмещения маслом кучи разных функций.
А эти функции масло способно выполнять только в том случае, если оно имеет строго определенную вязкость и смазывающие свойства. Тут-то вы, видимо, догадались, что вечно сохранять эти качества масло не может.
Как изнашивается масло в коробке?
Любая ATF ( automatic transmission fluid , т.е. жидкость автоматических трансмиссий) со временем начинает терять свои характеристики. Прежде всего – от перегрева из-за жесткой езды в сочетании с грязным радиатором, а также от попадания в масло микрочастиц с фрикционов и накладок блокировок ГДТ. Поэтому действия мастеров, которые берут пробу масла, чтобы оценить, не пахнет ли оно горелым и сохранило ли оно свою прозрачность, не лишены логики.
Но даже если масло абсолютно чистое и не перегретое, оно все равно теряет свойства с возрастом. Вырабатываются противозадирные и задающие вязкость присадки, теряет свои свойства и основа. В реальной эксплуатации ко всем этим неприятностям добавляется еще и загрязнение масла продуктами его же разложения, а также продукты износа коробки. Помимо уже упомянутых фрикционов и накладок ГДТ, к ним относятся также частицы износившихся подшипников и редукторов.
Кстати, обратите внимание на материал фрикционов, не зря для него выбран сравнительно мягкий картон, а не более надежная керамика, ведь продукты износа картона не так сильно вредят АКПП. Впрочем, в запущенных случаях и без всякой керамики частички золы, металла и картона выгрызают целые каверны в алюминии гидроплит и клапанах коробок передач. Что произойдет, если фрикционы изготовить из карбона или керамики, можете представить себе сами.
В общем, уже и так понятно, что масло стареет и теряет свойства, а потому нуждается в замене. Но почему-то очевидно это не всем.
Откуда взялось мнение, что масло в АКПП менять не нужно?
Для сохранения характеристик масла примерно на одном уровне буквально двадцать лет назад все автопроизводители рекомендовали менять масло в АКПП с интервалом в 30-60 тысяч километров. Но прогресс не стоял на месте, появились электронные системы управления коробками, многократно повысилась приспособляемость трансмиссии к условиям движения и к характеристикам рабочей жидкости.
И тогда самые «передовые» производители впервые заявили, что масло отныне больше можно не менять. Я не побоюсь показать пальцем, это в первую очередь почтеннейший Mercedes — Benz и его конкуренты по «большой немецкой тройке», Audi и BMW . Причем Mercedes разрешил подобный интервал для своей революционной пятиступенчатой АКПП серии 722.6, а вот конкуренты своих трансмиссий не имели, и красивая надпись «масло залито на весь срок службы» появилась поначалу в техпаспортах только машин, оснащенных трансмиссиями производства ZF . Впрочем, и Mercedes, и BMW мелким шрифтом все же оговаривали замену масла при тяжелых условиях эксплуатации.
Автомобильная индустрия ориентируется на лидеров, и столь экстравагантный шаг не остался без внимания: сроки замены трансмиссионных масел со временем сильно повысили почти все производители машин. К чему это привело, можно увидеть на примере сравнения надежности автоматических трансмиссий начала и конца девяностых годов XX века. Практика убедительно доказала, масло менять необходимо, причем по регламенту, заранее.
И сейчас даже у большой немецкой тройки интервал замены масла прописан в паспорте автомобиля. Например, для MB последних пяти лет выпуска в тех же самых АКПП серий 722.6, с которых начиналось «вечное» масло, рекомендована однократная замена масла на 50 тысячах километров или через три года, а для более новой семиступенчатой 722.9 – каждые 125 тысяч пробега или каждые пять лет.
Да и в целом дилеры большинства марок рекомендуют производить замену масла раз в 60-80 тысяч пробега, несмотря на остальные предписания.
Проблем в том, что при столь большом интервале замены свойства свежего и старого масла очень сильно разнятся. Даже при условии относительной исправности коробки передач это порождает множество проблем. И в лучшем случае требует адаптации АКПП к новой рабочей жидкости, а в худшем – приводит к неработоспособности и быстрому выходу из строя.
Не меняем
При интервале обслуживания в 60-80 тысяч километров соблюдать его становится тяжело. Во-первых, машина может сменить владельца, и от какого пробега считать замены – непонятно. При продаже пробег часто сматывают, на слово полагаться вряд ли можно, а сервисные книги зачастую «потеряны» или просто ведутся не очень аккуратно после года-двух эксплуатации. Да что там – о замене банально забывают даже сами дилеры. Вот и получается, что покупая вроде бы исправную машину с «автоматом», нет никакой уверенности в том, сколько прошло масло в коробке передач.
Для некоторых моделей АКПП штатный интервал замены в наших условиях движения и при нашем темпераменте откровенно великоват.
Многие владельцы машин малодушно ищут аргументы в пользу решения не менять масло. Кое-какой смысл в этом есть. Изношенная коробка часто вполне прилично работает на масле с фрикционной крошкой и с неизвестно какой вязкостью, а при замене масла на свежее, более скользкое и с полным пакетом моющих и противозадирных присадок, уже не держат фрикционы, соленоиды перестают держать давление, а моющие присадки смывают весь шлам в тонкие каналы гидроблока. Параллельно с этим полное давление маслонасоса вышибает прокладки, и вот уже машина, которая приехала на замену масла своим ходом, перемещается на эвакуаторе в сторону «коробочного» сервиса.
Дело за малым, обосновать свой страх достаточно легко: достаточно отыскать в какой-то из версий руководств пользователя заветное «на весь срок службы», и вот уже есть желание и повод не менять масло осознанно.
И вот что удивительно: коробка может еще очень долго ездить, и ездить неплохо. А владелец машины тем временем подает это как пример своей ловкости и ума. Ведь он не платил за замену масла, адаптации, не тратил время, и все отлично, он молодец! Ну что ж, все проблемы он передаст вместе с авто следующему владельцу, который тоже встанет перед сложным выбором, но у него шансов на удачное развитие событий будет уже меньше.
Если нормативный интервал замены масла уже давно пропущен, и коробка поработала на грязной ATF тысяч 50-60 тысяч километров, то дальнейшая ее судьба предрешена. Если поменять масло, она, скорее всего, выйдет из строя. Если не менять, то тоже выйдет.
Многие выбирают второй вариант: тогда остается только молиться высшей божественной силе или, в варианте для атеистов, теории вероятности. Молиться, чтобы остаточного ресурса АКПП хватило как можно на подольше. Желательно – настолько подольше, чтобы успеть «слить» машину следующему владельцу.
Меняем
Прекрасно, когда история технического обслуживания машины известна и написана грамотными мастерами и владельцем. Масло меняется по регламенту или даже чаще. Ведь не секрет, что почти все современные АКПП очень сильно его загрязняют из-за активного использования накладок блокировки ГДТ. А «преселективы» с мокрыми сцеплениями (например, DSG DQ 250 и DQ 500) и вовсе работают сцеплением в масляной ванне. При этом в масло попадают продукты износа накладок в очень большом объеме, а в силу особенностей конструкции коробок и малого рабочего давления фильтры не могут полностью задержать все посторонние частицы.
Масло в АКПП нужно менять, причем как можно чаще. Менять раньше регламентного срока – через 30-40 тысяч километров – отличная идея.
Но как ни странно, это довольно редкий случай. Но практика показывает, что когда авто находится в одних руках и обслуживается аккуратно, хотя бы по спецификациям положенным для «сложных дорожных или климатических условий», даже хрупкие современные агрегаты таких машин проявляют чудеса живучести. Увы, куда чаще в серии владельцев находится один экономный, чрезмерно хитрый или просто жадный и торопливый.
Как менять масло в АКПП – вытеснением, частичной заменой и т.п.
Электронное управление АКПП тем хорошо, что коробку реально продиагностировать без ее снятия. Не всегда, но с помощью дилерского сканера со специализированным софтом можно определить самочувствие коробки, просто подключившись к блоку управления. Итак, если АКПП чувствует себя хорошо, нет ни ошибок, ни рывков, ни пробуксовок, то можно попробовать вернуть ее к полноценному интервалу технического обслуживания.
Самый лучший, но и самый рискованный способ – это полная замена масла прокачкой или вытеснением. В этом случае все старое масло с продуктами износа заменяется свежим и чистым, после чего адаптации сбрасываются с помощью все того же дилерского сканера.
Вопреки распространенному мнению, способ с вытеснением масла почти всегда срабатывает отлично, если коробка работала хорошо до замены.
Тогда после замены она будет работать не хуже. Исключения редки, и касаются в основном случаев, когда наличие проблем все же игнорировалось.
Очень часто масло пытаются заменить, когда проблемы уже появились, и тут уже действовать «в лоб» не стоит. Если АКПП продемонстрировала какой-нибудь «первый звонок», методика действий меняется. Хороший мастер сам отговорит вас от полной замены и предложит частичную смену жидкости – в этом случае просто сливается лишь часть масла, без подключения насоса. Продукты износа «разбавляются», и через небольшой пробег операция повторяется.
Такой способ позволяет избежать двух проблем. Во-первых, резкой смены характеристик масла, из-за которых сильно изменятся условия работы узлов коробки и поступления большого количества моющих присадок, что, как мы уже выяснили, может вызвать забивание гидравлики. Заодно можно обойтись без дилерского сканера и специального оборудования для замены масла, что делает такой способ предпочтительным для небольших сервисов. Кстати, если вы обратите внимание, то байку о недопустимости замены масла вытеснением «форсят» в первую очередь именно маленькие СТО и их адепты. Что позволяет без труда понять, что очередной «религиозный» взгляд на ремонт автомобиля имеет под собой вполне прочную экономическую основу.
В интервале между заменами масла обычно оценивают влияние работ на поведение агрегата, и если налицо положительная динамика, то замены продолжают. Иногда в конце меняя масло уже вытеснением. Если изменения негативные, то нужно просто подождать.
Способ, несомненно, более безопасен с точки зрения последствий замены, но слегка напоминает отрубание хвоста по частям, к тому же масло таким образом неизбежно сохраняет солидную часть загрязнений, несмотря на восстановление других характеристик.
Способ частичной замены подойдет только для случаев «средней запущенности». Если сроки регламента соблюдены, меняйте масло вытеснением.
В случаях, когда состояние старого масла в коробке говорит о серьезном износе конструкции, а ее поведение свидетельствует уже не о «первом», а, скорее, «десятом» звонке, то стоит применить другой способ. Если у владельца есть желание сменить масло и не вкладываться сразу в капремонт АКПП, обычно есть смысл в совмещении замены масла с чисткой и тестированием гидроблока, а также заменой прокладок.
Фактически это уже не замена масла, а ремонт коробки, но основным фактором «выздоровления» в этом случае послужит именно замена рабочей жидкости, с устранением негативных факторов замены. Практикуется метод в основном на продольно-расположенных агрегатах с нижним расположением гидроблока, на которых легко снимается картер АКПП и сам гидроблок, что обеспечивает сравнительно небольшую цену такой операции. Иногда после таких действий по замене и чистке состояние «автомата» приходит в норму, но, если честно, то шансы невелики. Куда чаще итогом будет либо минимальное улучшение ситуации или… полный выход коробки из строя.
Что в итоге?
Масло менять нужно. Пока не придумают способ обойти старение технических жидкостей и износ механической части АКПП, эта операция неизбежна. Экологическое лобби и маркетологи не на вашей стороне, они мало заинтересованы в долгой эксплуатации автомобиля. Как, впрочем, и еще множество других людей.
Не стоить верить в сказки про чудесные жидкости, которые сохраняют АКПП годами – волшебство пока недоступно, и срок старения зависит лишь от температуры работы, объема и рабочих условий.
Меняйте масло без фанатизма, но чем активнее вы водите, чем чаще стоите в пробках и чем горячее ваш мотор, тем чаще. Необязательно целиком, можно частично, но с интервалом в половину или даже треть от рекомендованного заводом. Главное, делайте это не тогда, когда ваша автоматическая коробка передач уже наполовину мертва и замена масла превращается из профилактики в шаманство.
Меняем масло в АКПП: частичная, полная замена своими руками
З амена масла в коробке-автомат вопрос, который волнует многих. Число автомобилей с АКПП постоянно увеличивается и все больше автовладельцев задаются вопросом, а когда же менять масло в такой трансмиссии.
Но прежде чем проводить работы нужно разобраться предусмотрена ли такая процедура для вашей модели автомобиля.
Важно понимать, что уже разработано и установлено на современные машины огромное количество автоматических трансмиссий замена масла, в которых уже не предусмотрена.
Оригинальные масла и аналоги
Особенность современного рынка — огромный выбор аналогов масел для КПП (ATF), которые можно заливать вместо оригинальной смазки.
При оценке качества производитель ориентируется на действующие требования и спецификации, но в итоги они могут не соответствовать требованиям самого завода-изготовителя.
Распространенный вариант, когда аналог оригинального масла имеет неподходящее тепловое расширение.
Но, если увеличение уровня масла после нагрева АКПП не так опасно, то уменьшение этого параметра меньше допустимого уровня несет большие риски.
Если прозевать момент, возможно появление кислородного голодания, способного привести к поломке трансмиссии.
Зачастую на выходе продукт соответствует требованиям по контролю качества, а вот на практике ситуация оказывается другой.
Во избежание негативных последствий важно отдавать предпочтение маслам, изготовленным крупными брендами.
Не стоит смотреть только на цену, ведь в таком случае высок риск купить некачественный продукт. Лучше переплатить за имя, но в конечном итоге сэкономить на ремонте.
В большинстве случаев на СТО применяется продукция Мобил. Эти масла наиболее востребованы на рынке с позиции цены и качества. При этом стоимость такой продукции существенно ниже оригинальной. Но, конечно, не в несколько раз, как это бывает с маслами неизвестных производителей.
В некоторых случаях применение аналогов для АКПП недопустимо. Это относится к коробкам-автомат последних поколений, отличающихся повышенной чувствительностью к качеству смазки.
Известны случаи, когда применение аналогов приводило к ухудшению работы АКПП. Как правило, это выражается появлением посторонних звуков и снижением ресурса трансмиссии.
Нововведения, из-за которых требования к качеству масла стали жестче
Новые автоматические коробки передач не сильно изменились в сравнении с предшественниками. Но все-таки появились нововведения, которые сделали требования более строгими.
Много внимания уделяется механизму, осуществляющему блокировку гидротрансформаторов. В новых версиях АКПП имеется много моментов, в которые фрикционы полностью не зажимаются и как бы «буксуют».
В рассмотренном выше случае масло должно формировать определенный баланс и сводить трение к минимуму. При этом нет никаких гарантий, что масло-аналог справиться с поставленной задачей.
Проблемы с коробкой-автомат, проработавшей на неоригинальных маслах, часто проявляются после разборки механизма. Осмотр показывает явный износ фрикционов.
Опасность в том, что при использовании масла-аналога водитель часто не чувствует изменений в коробке передач.
Механизм блокировки гидравлического трансформатора работает в стандартном режиме, но появление разного «мусора» из-за трения неизбежно приводит к повреждению элементов трансмиссии.
Если говорить о более «старых» АКПП с четырьмя ступенями, они не отличаются прихотливостью к маслу. Следовательно, можно заливать аналог и не бояться негативных последствий.
В таком случае экономия не приведет к риску, возможной поломке и, как следствие, дополнительным расходам.
Особенности замены
На многих коробках автомат можно увидеть специальную табличку с указанием, что здесь залито масло на весь срок эксплуатации трансмиссии и соответственно самого автомобиля.
Поэтому выбирая себе автомобиль с автоматической трансмиссией на этот момент стоит обратить внимание.
Но не на всех автомобилях установлена «вечная» трансмиссия поэтому масло придется менять в тех автомобилях, где это предусмотрено согласно технической документацией.
Особенность нового масла состоит в лучших моющих свойствах. В этой особенности и заключается главная сложность при заполнении системы.
Следует понимать, что полная замена масла в АКПП имеет существенные отличия от замены в двигателе, поэтому не следует думать, что просто слили старую отработку, залили новое масло и все. Для двигателя это действительно так, но не для коробки-автомат. Почему? Читайте дальше.
Со временем АКПП имеет свойства изнашиваться даже при аккуратном вождении, а в тяжелых режимах нагрузка на фрикционы возрастает в разы.
«Мусор» накапливается на стенках гидравлической системы, а после заливки нового масла он смывается и попадает в жизненно важные узлы.
В дальнейшем мелкие элементы оказывается в гидроблоке и загрязняют соленоиды.
Итог — появление проблем при включении скоростей в виде рывков или задержек.
Так что не стоит удивляться, если перед заменой ATF в АКПП с вас возьмут расписку об отсутствии претензий в случае ухудшения работы коробки-автомат после выезда с сервиса.
Если говорить в целом, замена масла АКПП в зависимости от ситуации может быть следующих типов — частичная (щадящая или стандартная) или полная (на СТО или самостоятельная).
Кстати, это мнение небезосновательное и уже было подтверждено реальными случаями. Кстати, на смену коробкам-автомат уже приходят вариаторные коробки передач.
Когда менять масло в автоматической коробке передач
При нормальной эксплуатации средняя периодичность замены ATF смазки — раз в 80-100 тысяч километров с демонтажем поддона и установкой новых фильтрующих элементов.
В дальнейшем достаточно частичного щадящего обновления каждые 40-50 тысяч километров.
При тяжелых условиях эксплуатации полная замена осуществляется раньше на 60 000 км.
Периодическая замена масла в АКПП позволяет решить многие вопросы и защищает от неисправностей в будущем.
Если коробка-автомат не имеет немного серьезных повреждений, но загрязнения попали в важные узлы, возможны проблемы.
Если это привело к рывкам или иным проблемам, замена рабочей жидкости помогает вымыть загрязнение.
В случае со старой автоматической коробка-автомат замена может только отсрочить капремонт.
Кстати, очень важно знать, как правильно проверить уровень масла в АКПП.
Встречаются сложные ситуации так, как можно встретить автоматические трансмиссии, где даже не предусмотрены сливные пробки. В таких коробках, чтобы полностью заменить масло, нужно снимать поддон с заменой прокладки. Как правило, такие коробки-автомат установлены на автомобилях Ford, Nissan и Mazda.
А если был приобретен автомобиль бу с коробкой автомат, то тут сразу нужно ехать на диагностику, чтобы выяснить техническое состояние трансмиссии, определить, когда производилась полная замена масла, какие рабочие жидкости были залиты и т.д.
Никогда не смешивайте масла разного класса так, как смесь разных ATF может изменить свои химико-физические свойства, а это приведет к выходу из строя резинотехнических изделий и даже насоса.
Когда стоит выполнять замену?
Помимо пробега автомобиля и сроков его эксплуатации критерием к замене масла в трансмиссии является его цветность.
ATF темновато-светлое
Если коробка-автомат работает без сбоев в штатном режиме и при проверке уровня масла цвет последнего прозрачный даже, если и немного темный, тогда не стоит преждевременно менять рабочую жидкость и фильтр.
Мутное
Если масло мутное и содержит механические элементы (это сразу видно), то не задумываясь сливайте старую отработку.
Снимите поддон и проведите диагностику внутренних элементов, состояние поддона, наличие стружки на магнитах.
В идеальном случае проведите полную замену масла, а если нет возможности, то хотя бы частичную.
Но в любом случае готовьтесь к капитальному ремонту коробки.
Если металлические частицы на магнитах имеют размеры более 1 мм, даже при отсутствии явных проблем с коробкой, капремонт нужно проводить немедленно, внутренние вибрации уже начал разрушать агрегат.
Если при наличии в коробке-автомат только масляного фильтра грубой очистки в виде сетки через 20-30 тыс. км пробега (бывает даже раньше, через 10000 км), после замены масло снова потемнеет это указывает на то, что прокладки и кольца агрегата сильно изношены.
Капитальный ремонт проводить еще рано, а вот помочь фильтру грубой очистки справляться со своей задачей можно.
Для этого достаточно подключить в систему внешний дополнительных магистральный магнитный фильтр тонкой очистки масла. Как правило, специалисты рекомендуют фильтра из серии № 100019.
Но, как правило, на современных моделях авто такой фильтр/картридж уже предусмотрен, главное, помнить про это и вовремя его менять.
К примеру, на вариаторах Ниссан он выглядит так.
Находится он снаружи под теплообменником.
Масло имеет запах горелого
Как правило, присутствие горелого запаха ATF сопровождается наличием в нем крупных элементов стружки, пластиковых, металлических, латунных частиц и крошки.
В данной ситуации есть два выхода:
- , надеясь на то, что покупатель не заметит проблему;
- Сделать дорогостоящий капремонт трансмиссии. Сначала будет проведена разборка АКПП, диагностика износа ее элементов (гидротрансформатора, фрикционов, гидроблока, соленойда, втулок и т.д.). При необходимости все будет чиститься и меняться.
Само собой, будут заменены масло, фильтра, сальники, прокладки и другие расходники.
Несменяемое масло, правда или миф
При выборе автомобиля с коробкой-автомат в автосалоне часто продавцы рекомендуют покупателям модели авто с несменяемым маслом ATF и многие ведутся на эту уловку.
Если послушать мнение автопроизводителя по этому поводу, то оно уже не так категорично.
Дело в том, что под несменяемым маслом понимается рабочая синтетическая жидкость, которая гарантированно прослужит от времени продажи авто до проведения капитального ремонта трансмиссии, а настать срок данного ремонта может и через 3, 5, 10 или 15 лет, тут уж как повезет.
Поэтому автопроизводители на срок гарантии на авто очень осторожно оговариваются о несменяемом масле.
А вот производители коробок-автомат прямо рекомендуют постоянно контролировать уровень и состояние любого масла, вне зависимости несменяемое оно или нет. И делать это нужно каждые 10 тыс. км. пробега.
Можно ли «вылечить» проблемы с коробкой автомат заменой масла и фильтра?
Если автомобиль начинает дергаться, коробка-автомат плохо переключается, слышны нехарактерные для ее работы звуки, то часто у автовладельца возникает желание решить проблему путем замены масла и фильтров.
Таким способом частично и только на время эту проблему решить удастся, но не более.
Дело в том, что в АКПП уже запущен процесс износа деталей (втулок, фрикционов, шестеренок, тефлоновых колец, клапанов и т.д.) и замена рабочей жидкости тут уже не поможет, трансмиссия авто к сожалению, не может самовосстанавливаться по принципу заживления ран у человека.
Тут выход один – менять износившиеся детали путем переборки АКПП, и чем раньше это сделать, тем лучше.
Способы замены
Меняется масло ATF частично или полностью. В каких случаях применяется тот или иной способ указано выше.
Частичная щадящая замена масла
Во избежание неисправности проводится частичная замена ATF, которая не требует установки нового фильтрующего элемента или демонтажа поддона.
В среднем в АКПП автомобиля вмещается около 10 литров смазки. В случае замены из поддона выходит в лучшем случае около 40-50%.
- Слив двух литров масла.
- Доливка новой жидкости до уровня.
- Поездка на автомобиле.
- Повторение операции.
- пробег автомобиля от 100 тысяч километров и более. К примеру, полную замену делаем на 100 000, а в дальнейшем каждые 40 – 50 тыс. проводим частичную замену. При тяжелых условиях эксплуатации первая замена проводится на 60-80 тыс. пробега;
- нет информации об обслуживании машины прошлым владельцем;
- имеются подозрения на поломку АКПП, но у владельца пока нет денег на ремонт.
Окончательное решение о состоянии трансмиссии принимается после слива масла и оценки его состояния. Черный цвет еще не повод для паники, а вот запах горелого масла свидетельствует о необходимости заливки новой ATF.
Обычная частичная замена масла
Стандартная замена пользуется спросом при плановом обновлении смазки, когда АКПП работает в обычном режиме, а диагностика не показала признаков поломки.
В таком случае масло сливается после демонтажа поддона (если он стоит) и замены фильтра. Стоимость такой работы около 2000 рублей.
Кроме того, такой метод актуален после двух частичных замен, которые рассматривались выше.
Суть замены — слив с АКПП всего масла, которое можно слить (50-60%) с последующей заливкой этого же объема.
В результате работы внутри коробки передач будет новое и старое масло.
В некоторых случаях может потребоваться два-три таких слива с постепенным повышением концентрации нового масла.
- Возможность обойтись без дорогой аппаратуры для замены. Единственное, что потребуется — устройство для заправки нового масла через боковое отверстие (при отсутствии щупа).
- Меньшие расходы на масло и оплату труда работников СТО.
- Отсутствие необходимости влезать в конструкцию АКПП, поэтому нет опасности что-то испортить или сломать.
- Контроль уровня загрязнения в поддоне и фильтра, что позволяет выявить и предотвратить серьезные поломки.
- Нет риска вымывания отложений и их оседания в важных элементах КПП.
- Замена смазки в коробке-автомат производится только частично.
- Не всегда можно добиться результата при единичной замене, поэтому часто приходится выполнять работу два и более раз.
Полная замена масла в АКПП
Работа выполняется с помощью специального аппарата, который подключается к гидравлической системе АКПП.
Задача устройства состоит в выдавливании старого масла и его замещении новым составом. Процесс замены хорошо виден через трубки из прозрачного материала.
Постепенно загрязненное масло выходит из автоматической коробки-автомат, а на ее смену приходит новая жидкость.
Общий алгоритм такой:
- Подключение трубок через радиатор охлаждения АКПП.
- Пуск двигателя.
- Слив старой смазки.
- Заливка нового масла в объеме 10-12 литров.
Стоимость работы на СТО составляет около 3000 р без затрат на покупку самой смазки.
Такой способ позволяет полностью заменить ATF, но для АКПП он является тяжелым. Как отмечалось, при таком подходе есть опасность загрязнения элементов гидравлической системы имеющимся «мусором».
Использование станции актуально в следующих случаях:
- В коробку-автомат было залито масло низкого качества, которое привело к ухудшению работы трансмиссии.
- Ранее была выполнена сборка отремонтированного АКПП, и теперь нужно оценить пропускную способность магистрали.
- В АКПП полностью меняется смазывающий состав.
- Промывка всей системы гидравлического блока с удалением имеющихся загрязнений.
- Контроль чистоты меняющейся смазки, поэтому обман со стороны работников СТО исключен.
- Замену делают профессионалы, что сводит к минимуму риск ошибок.
- Необходимо наличия 150% объема нового масла для выполнения работы.
- Высокая стоимость услуги на СТО.
- Необходимость привлечения квалифицированных специалистов.
- Сложность проведения манипуляций с трубками, необходимость отключения элементов системы.
- Не на всех машинах возможно выполнение подобной работы из-за сложностей с подключением аппаратуры.
- Отсутствие гарантии на нормальную работу АКПП после замены масла. Поднявшиеся отложения могут привести к загрязнению важных элементов.
- Предоставление услуги только в крупных городах, где на СТО имеется специальное оборудование.
Некоторые мастера отмечают, что таким способом вымыть старую смазку из муфты повышающей передачи или ее узлов не получится.
К слову, из элементов управления, а также из 2-й, 3-й и 5-й передачи, скорее всего, ничего не вымоется.
Но работники сервиса могут рассказывать о высокой эффективности с целью привлечь клиента и окупить дорогостоящее оборудование.
Полная замена масла АКПП своими руками
По желанию можно заменить ATF в коробке-автомат самостоятельно. Метод подходит для тех автовладельцев, которые уверены в своих силах, имеет опыт подобных работ и не хотят переплачивать сотрудникам СТО.
- Прогрейте коробку-автомат. Для этого нужно проехаться на машине не меньше трех километров.
- Заезжайте на яму.
- Заглушите мотор и выкрутите сливную трубку на поддоне.
- Дождитесь, пока выльется все имеющееся масло.
- Выкрутите поддон, в котором должно оставаться еще много смазки. Будьте внимательны, чтобы не перелить эту жидкость на себя.
- Демонтируйте фильтр, с которого также вытечет некоторое количество смазки.
- Промойте снятый фильтрующий элемент с помощью сольвента или бензина.
- Продуйте поддон для удаления налета, а после поставьте фильтрующих элемент на место.
- Установите прокладку и поддон.
- Залейте через отверстие, в которое вставляется щуп, столько же ATF, сколько вышло после слива (и даже немного больше).
- Отбросьте трубки, через которые подводится масло к радиатору охлаждения.
- Нацепите на масляные каналы трубки, а после опустите их в тару для слива жидкости. При этом используйте емкость подходящего размера (хотя бы на два литра).
- Заведите мотор и выждите некоторое время пока ATF не начнет выходить из трубки.
- Дождитесь, пока смазка не поменяет цвет, характерный для нового масла. Это означает, что в процессе замены старый состав был полностью вытеснен из системы.
- Заглушите мотор (лучше попросить об этом своего коллегу).
- Подключите трубки, идущие от радиатора.
На завершающем этапе остается только проверить уровень масла по холодной, а после небольшого пробега и по горячей метки.
- Используемый объем ATF такой же, как и при полной замене на СТО (возможно, немного больше).
- Экономия на оплате работы сотрудников сервиса.
- Возможность обойтись без специального оборудования.
- Требования к опыту исполнителя.
- Риск навредить АКПП, что в дальнейшем может привести к необходимости дорогостоящего ремонта.
- Иногда приходится по несколько раз сливать / доливать новое масло, пока в системе не окажется полностью новая ATF.
- Потеря времени.
Процесс замены масла ATF на сервисе
Полная замена происходит по принципу выдавливания старой трансмиссионной жидкости новой. Для этого используется специальный аппарат.
- Коробка-автомат соединена патрубками с радиатором охлаждения масла, их отсоединяют;
- К входящим патрубкам подключают аппарат;
- Последний включается и параллельно заводиться автомобиль;
- Старое трансмиссионное масло вытесняется новым, процесс контролируется через специальное технологическое окошко.
Данный способ минимизирует потери нового масла. Но он подходит в том случае, если есть уверенность в отсутствии необходимости менять фильтр и чистить магниты на поддоне.
Поэтапная замена
Если нет возможности поехать на СТО и провести там замену в АКПП масла, можно сделать это своими руками поэтапно.
Для этого нужно:
- Слить старое масло из коробки автомат. Это можно сделать двумя способами, или через сливную пробку, которая может находиться на поддоне коробки, а если пробка не найдена, то с помощью специальной машинки для откачки рабочей жидкости из трансмиссии;
- Снимите поддон;
- Фильтр демонтируйте, промойте, а если в результате сильного загрязнения, это сделать невозможно — замените;
- Ототрите и отмойте магниты, которые находятся на поддоне;
- Замените старую прокладку поддона на новую;
- Установите все в обратной последовательности (не забудьте про магниты и фильтр);
- Долейте до нужного уровня свежее масло, предварительно убедившись в его совместимости со старым (очень важный момент). Данная процедура позволит вам обновить до 40% масла;
- Проедете на автомобиле 120 – 160 км (многие рекомендуют проехать 300-500 км) и повторите действия, которые описаны выше;
- Снова проезжаем 120 – 160 км (300-500) и повторяем действия;
- Как правило, проводится 3-4 операции.
В результате таких действий вы сможете самостоятельно заменить приблизительно до 80% масла, так как при каждом сливе старого выходит и новое ранее залитое (они смешиваются).
- Экономия средств (на СТО ехать не нужно);
- Исследуя магниты (обращайте внимание на размеры стружки, если они больше 1 мм, то нужно бить тревогу), есть возможность продиагностировать состояние элементов АКПП на их пригодность к дальнейшей эксплуатации;
- Небольшой расход масла при одноразовой замене.
- Такая поэтапная замена масла в АКПП хотя и самостоятельная, но экономически невыгодна;
- Теряется на 1/3 больше от всего купленного для замены масла, так как здесь нужно иметь не 100% трансмиссионной жидкости, а хотя бы 105-110%;
- Уменьшить количество циклов нельзя, так как целесообразность в такой замене пропадает.
Поэтому тяжело сказать, где дешевле производить полную замену в своем гараже или на СТО, где снимут поддон, сразу сольют около 70% отработки, заменят фильтр и выполнять другие необходимые работы.
Полная замена масла ATF своими руками
Для полной замены масла в коробке-автомат в гаражных условиях опытные автовладельцы используют специальные насосы.
Но стоят такие устройства не дешево, а это увеличивает расходы на проведение процедуры.
Использование компрессора
Задача состоит в том, чтобы закачать в систему свежее масло ATF и параллельно выкачать отработку.
- Возьмите пластиковую канистру объемом не менее 10 литров и прорежьте в верхней ее части два отверстия под диаметр шлангов, которые будут подключаться к системе;
- Подготовьте вторую емкость аналогичного объема для слива отработки;
- Налейте в канистру новое масло;
- Вставьте шланги, так, чтобы один касался дна канистры, а второй находился над маслом;
- Загерметизируйте отверстия герметиком или его аналогом;
- Найдите патрубок слива (идет от радиатора в поддон АКПП) — отсоедините его от системы;
- Подключите шланг, опущенный в рабочую жидкость к патрубку, ведущему в поддон коробки-автомат;
- Второй шланг подключите к компрессору;
- Шланг слива опустите в емкость для отработки;
- Попросите напарника завести автомобиль и параллельно запустите компрессор;
- Благодаря компрессору под давлением свежее масло будет поступать в поддон АКПП, там насос будет прокачивать его по системе в радиатор заменяя им отработанную жидкость;
- Проводить операцию нужно до тех пор, пока из сливного шланга не потечет чистая жидкость.
Можно подключить таким образом.
Полиэтиленовый пакет
Данный способ работает немного по-другому.
- Берем пластиковую канистру на 10 литров;
- Врезаем в ее нижнюю часть прозрачный шланг и подключаем его к патрубку, идущему в поддон картера АКПП (не забудьте про герметизацию). Как найти нужный патрубок смотрите выше;
- Наливаем свежее масло в канистру, так, чтобы осталось место для размещения в ней полиэтиленового пакета;
- Вставляем плотный полиэтиленовый пакет в канистру, так чтобы он мог свободно разворачивается в ней при поступлении в него отработки;
- Разместите емкость так, чтобы она была на одном уровне с поддоном АКПП или немного выше;
- Подключите прозрачный шланг к патрубку радиатора для слива отработки и вставьте его в пакет, который находится в канистре;
- Попросите напарника запустить двигатель.
Старое масло под давлением создаваемым насосом через радиатор выходит из системы и поступает полиэтиленовый пакет. Последний расширяется и заполняет окружающее пространство.
Новой рабочей жидкости ничего не остается, как по подключенному в нижней части канистры прозрачному патрубку под небольшим давлением перетекать в поддон АКПП в результате чего происходит замена старой жидкости на новую.
Как только из радиатора в пакет начала выходить чистая жидкость двигатель глушиться.
Вот и все, полная замена масла в трансмиссии произведена.
В качестве примера можем привести порядок замены масла в вариаторе Ниссан Теана j32.
Особенности замены на 4 – х, 5, 6, 8 ступенчатых коробок-автомат
Шести и восьми ступенчатые коробки-автомат относятся к одним из самых сложных в технологическом смысле устройствам автомобиля.
У таких коробок управление, как правило, только интеллектуально-электронное. Все важные узлы такой трансмиссии зачипованы динамическим методом через компьютер АКПП, благодаря этому постоянно идет контроль за состоянием рабочей жидкости и соленоида (электромеханический кран-регулятор).
Последний в свою очередь по мере изменения физико-химических свой рабочей жидкости меняют режимы своей работы.
По причине того, что рабочая температура масла в трансмиссии может достигать 120-130 градусов, некоторые детали 6 и 8 ступенчатых АКПП могут если не выйти из строя, то дать сбои в работе. Это электроплаты, блок клапанов, элементы конструкции из пластика.
Поэтому менять масло в таких АКПП должны только высококлассные специалисты, которые имеют опыт таких работ.
Что касается 4 – х и 5 ступенчатых автоматических трансмиссий, то здесь важно придерживаться определённых правил:
- Масла разного класса не должны смешиваться. Если нет уверенности в типе залитого масла, проводите полную замену последнего;
- Заливайте только оригинальные рабочие жидкости. Дело в том, что в эксплуатационные характеристики современных трансмиссий изначально заложена работа только на оригинальных маслах. Особенно чувствительны к качеству рабочей жидкости соленоиды-электрорегуляторы управляющие давлением на фрикционах. По мере загрязнения масла меняются его фрикционные, теплоотводящие, смазочные и другие свойства. Все эти особенности в изменении свойств рабочей жидкости по мере ее работы учитываются при разработке АКПП. Поэтому срок службы коробки-автомат напрямую зависит от того оригинальное масло залито или нет.
Только шланг и емкость для отработки
Последовательность работ такова:
- Прогреваем масло в трансмиссии. Всем понятно, что для этого не нужно воспламенять паяльную лампу под трансмиссией, а достаточно проехать на автомобиле 5 – 10 км;
- Ставим машину на ручник, рычаг коробки-автомат в положение «Нейтраль»;
- Находим пробку на поддоне и сливаем еще горячее масло (будьте осторожны). Запоминаем сколько слилось;
- Откручиваем болты на поддоне;
- Затем аккуратно снимаем поддон (он держится на герметике), так как там еще может остаться горячая жидкость. Для этого не рекомендуется использовать отвертку, лучше возьмите дощечку уприте ее в угол поддона и бейте по ней со средним усилием молотком;
- Снимаем и промываем фильтр, при сильном загрязнении меняем на новый. Из старого фильтра должно вылиться еще немного масла, которое собираем в общую емкость для учета;
- Чистим магниты от стружки и загрязнений, анализируем степень изношенности деталей коробки-автомат;
- Очищаем поддон от грязи, отложений, старого герметика, обезжириваем прижимные плоскости на корпусе АКПП и поддоне;
- Устанавливаем на штатное место фильтр;
- Устанавливаем поддон с уже новой, заранее приготовленной прокладкой;
- Заливаем в коробку новое масло в количестве слитого. Это можно сделать через заливочное отверстие или щуп;
- От АКПП к радиатору охлаждения подходят два патрубка. Находим тот патрубок, который отходит от радиатора и подходит к поддону коробки (шланг слива), снимаем его с трубки;
- На трубку надеваем заранее подготовленный топливный шланг длиной 1-1.5 метра и опускаем его в небольшую емкость (1-1.5 литра);
- Напарник заводит авто (напомним, машина стоит на ручники и на нейтральной передачи);
- Наблюдаем, как грязное масло поступает в емкость;
- Глушим двигатель и снова заливаем столько масла, сколько вышло (1-1.5 литра);
- Опять опускаем трубку в емкость и заводим двигатель. Масло будет выходить уже чище;
- При необходимости процедуру повторяем;
- Емкости 1-1.5 литра выбраны неслучайно, так лучше контролировать выход грязного масла;
- Когда начала выходит чистая жидкость глушим двигатель и устанавливаем штатную трубку на свое место;
- Проезжаем на авто несколько километров и снова проверяем уровень ATF по горячим меткам, при необходимости сливаем или доливаем последнее.
Вот и все, замена масла в АКПП произведена.
- Около 90% старой рабочей жидкости заменяется новой;
- Нет в необходимости приобретать дополнительные приборы;
- Простата процедуры.
- Необходим напарник;
- Без смотровой ямы никак не обойтись.
Уважаемые читатели, следует понимать, что здесь описаны общие способы полной замены масла в АКПП, которые свойственны, для большинства как современных, так и для устаревших моделей автомобилей, на которых установлена автоматическая трансмиссия.
Но выпускаемые сейчас типы коробок-автомат настолько разнообразны и специфичны в своих конструкционных особенностях, что полная замена в них масла без специального оборудования и профессионального подхода может быть невозможна.
Поэтому старайтесь как можно больше узнать про свой автомобиль. Какой тип автоматической трансмиссии установлен, какая ее модель, периодичность обслуживания, какое масло заливается, сколько его нужно залить и главное, как это масло меняется.
Для этого и существует техническая документация для автомобиля, которую следует хотя бы один раз взять и изучить. Потраченное на это время в дальнейшем может значительно сэкономить ваш семейный бюджет.
Также есть огромное количество специальных автомобильных форумов.
Как происходит замена масла в коробке-автомат своими руками.
Как правильно менять масло в коробке-автомат?
Если вы заметили, что ваша АКПП начала дергаться и переключаться с запозданием, то это еще не повод для паники. Иногда достаточно просто ее промыть и заменить масло, только важно эту процедуру делать правильно. Сегодня на автосервисах есть немало механиков, которые вместо полной замены масла делают частичную замену, поэтому сейчас мы разберемся с тем, как правильно менять масло в коробке автомат.
Неважно, что пишут в инструкции, существует универсальное правило – менять трансмиссионное масло каждые 40000 км. Также важно помнить, что есть 2 варианта замены масла в коробке-автомат:
- частичная замена масла;
- полная замена масла в АКПП.
Частичная замена трансмиссионного масла
Первый вариант, рекомендованный при регулярном техническом обслуживании, называется частичной заменой. Суть такой замены в следующем: надо слить масло из коробки-автомат через сливную пробку, если такой пробки нет, то надо снять поддон коробки передач. Важно понимать, что все масло с АКПП не сливается, где-то половина масла остается. Старое масло остается в самом механизме коробки-автомат, особенно в бублике гидротрансформатора, каналах гидроблока и соленоидах. Поэтому если просто слить масло, то сольется лишь половина, именно поэтому данный метод называется частичной заменой трансмиссионного масла.
Получается частичная замена масла, оно лишь наполовину обновляется. В целом, частичная замена масла простая: поднять машину на подъемнике, открутить сливную пробку или снять поддон целиком, слить часть старого масла в специальную емкость.
После того, как установка была подключена пришло время заливать промывочную жидкость Liqui Moly Automatik Getriebeoil Reiniger, которая удалит все возможные загрязнения коробки передач, гидротрансформатора, также она восстановит работу гидроблока и клапанов (соленоидов).
Промывочную жидкость надо заливать в прогретое масло, потому что, при увеличенной температуре моющие присадки более активны. После того, как промывка была залита, надо поставить коробку в нейтральный и паркинг режим на 6 минут, в этих режимах клапана коробки очищаются лучше всего. Далее, в течение 5-ти минут необходимо переключать все режимы коробки, чтобы промывочная жидкость циркулировала по всем каналам. Машина, чтобы не уехала, ее надо держать на ручнике.
Важно знать, что вся промывка делается на холостом ходу мотора, то есть, газовать, увеличивая обороты мотора нельзя, потому что это приведет к повреждению коробки.
Примерно через 10 минут промывки установку надо переключить в режим замены масла. Установка сливает старое масло с жидкостью в отдельную канистру, а затем заливает свежее масло в АКПП. Далее важно по цвету отслеживать, когда пришло время останавливать работу установки: если цвет входящей и выходящей жидкости одинаковый, то есть все старое масло слилось, и в системе теперь циркулирует свежее масло.
После этого можно считать, что замещение масла прошло успешно, но, чтобы получить максимально полезный эффект от замены масла надо поменять масляный фильтр. Чтобы его поменять, надо также, как и во время частичной замены – снять поддон, почистить его и поменять фильтр, после этого поставить прокладку и долить еще масла, которое обычно теряется при снятии поддона. Затем можно смело отсоединять установку, вернуть все соединения в начальное положение, запустить заново мотор, проверить уровень масла с помощью щупа, и если уровень в норме, то можно считать полную замену масла в коробке-автомат законченной.
В целом, если все делать правильно, то полнопоточная замена масла займет около 1 часа работы. Полнопоточная замена масла подразумевает дополнительные расходы на масло, которого потребуется вдвое больше объема масла для коробки, чтобы промыть систему. Но эти расходы – ничто, если сравнивать с возможными расходами на ремонт коробки-автомат.
Какие средства потребуются при замене масла в коробке-автомат
LIQUI MOLY Automatik Getriebeoil Reiniger – промывочное средство для автоматических трансмиссий
Описание
Liqui Moly Automatik Getriebeoil Reiniger – средство для промывки автоматических коробок передач, которое является профессиональным и эффективным, также его можно использовать для профилактики. Предназначено для полнопоточной замены масла в коробке-автомат, качественно чистит узлы коробки от различных загрязнений, после такой очистки срок службы АКПП увеличивается.
Кроме этого, если использовать Liqui Moly Automatik Getriebeoil Reiniger, то восстановятся первоначальные характеристики коробки, а также устранятся многие проблемы, которые возникли со временем.
Производитель Liqui Moly предупреждает, что это средство можно использовать лишь на станциях техобслуживания, на которых есть специальное оборудование, обеспечивающее замену всего объема масла в коробке-автомат. В банке Liqui Moly Automatik Getriebeoil Reiniger — 300 мл жидкости, которой хватает для 6–9 литров трансмиссионного масла.
LIQUI MOLY ATF Top Tec 1700 – синтетическое масло для автоматической коробки передач
Описание
Бренд «Ликви Моли» известен многим автомобилистам благодаря своей качественной автохимии и моторным маслам. Производство смазывающих материалов – это одно из главных направлений компании. Компания достаточно раскрученная, но она создает качественные продукты, которые пользуются высоким спросом у автомобилистов.
Что касается трансмиссионного масла Liqui Moly ATF Top Tec 1700, то оно полностью синтетическое, и предназначено для современных автоматических коробок передач, в состав входят множество присадок, которые обеспечивают высокое смазывание узлов. Кроме этого, данное масло может использоваться достаточно долго, оно не стареет и не окисляется.
Вязкость данного масла отличается высоким индексом, который гарантирует оптимальное переключение скоростей, а также хорошо защищает от износа даже при экстремальной езде.
Как применять данное масло
Данное масло можно применять во всех автоматических коробках передач, разных производителей. Используя это масло, следует не противоречить спецификациям производителя мотора и трансмиссии. Также для максимально эффективной смазки трансмиссии рекомендуется не смешивать это масло с другими маслами.
Источник https://www.kolesa.ru/article/zamena-masla-v-akpp-zachem-kogda-i-v-kakih-sluchayah-uzhe-pozdno
Источник https://autotopik.ru/sovet/466-polnaya-zamena-masla-v-akpp.html
Источник https://avto-all.com/avtolyubitelyam-na-zametku/kak-pravilno-menyat-maslo-v-korobke-avtomat