Общая информация об АКПП
Схема АКПП F4A42. 1 — муфта передачи заднего хода, 2 — повышающий планетарный ряд, 3 — тормоз второй передачи, 4 — тормоз первой передачи и передачи заднего хода, 5 — основной планетарный ряд, 6 — картер коробки передач, 7 — ведущая шестерня промежуточной передачи, 8 — муфта понижающей передачи, 9 — гидротрансформатор, 10 — муфта блокировки гидротрансформатора, 11 — входной вал, 12 — насос рабочей жидкости АКПП, 13 — картер гидротрансформатора, 14 — передний межколёсный дифференциал, 15 — ведомая шестерня промежуточной передачи, 16 — вал шестерни промежуточной передачи (выходной вал КПП), 17 — задняя крышка, 18 — муфта повышающей передачи.
Планетарная коробка передач
Для семейства F4A4 планетарная коробка передач содержит два планетарных ряда, три блокировочных муфты и два дисковых тормоза.
Мощность от двигателя через гидротрансформатор передается на входной вал планетарной коробки передач.
Переключение передач осуществляется путем включения определенной комбинации двух F4A42 элементов управления, в результате чего изменяется частота вращения выходного вала.
Гидросистема управления
В гидросистему управления входят насос рабочей жидкости, охладитель рабочей жидкости АКПП (встроен в радиатор системы охлаждения), блок управляющих клапанов, гидроаккумуляторы, муфты и тормоза.
Основное давление в системе создается насосом, оно регулируется в зависимости от нагрузки и скорости автомобиля и обеспечивает работу гидротрансформатора, муфт и тормозов. Клапаны переключения в блоке клапанов управляют потоками рабочей жидкости, которое поступает в гидротрансформатор и планетарную коробку передач.
Электронная система управления
В электронную систему управления входят датчики внешних электронных систем (датчик положения дроссельной заслонки, датчик температуры охлаждающей жидкости и т.д.), различные датчики на КПП (генераторы импульсов, датчик температуры рабочей жидкости АКПП, датчик скорости автомобиля и т.д.), управляющие выключатели, электронный блок управления АКПП, электромагнитные клапаны для управления потоками рабочей жидкости в гидросистеме (расположены на блоке управляющих клапанов).
Автоматическая коробка Mitsubishi F4A41
Технические характеристики 4-ступенчатого автомата F4A41 или акпп Mitsubishi Lancer, надежность, ресурс, отзывы, проблемы и передаточные числа.
4-ступенчатая автоматическая коробка Mitsubishi F4A41 производилась с 1996 по 2011 годы и устанавливалась на многие модели японского концерна типа Colt, Carisma, Lancer и Space Star. После обновления в 2003 году эта акпп чаще встречается под немного другим индексом F4A4A.
Технические характеристики 4-акпп Mitsubishi F4A41
Тип | гидроавтомат |
Количество передач | 4 |
Для привода | передний |
Объем двигателя | до 1.8 литра |
Крутящий момент | до 167 Нм |
Какое масло лить | Mitsubishi ATF SP-III |
Объем смазки | 7.8 л |
Замена масла | раз в 60 000 км |
Замена фильтра | раз в 120 000 км |
Примерный ресурс | 350 000 км |
Описание устройства кпп Митсубиси F4A41
В 1996 году Mitsubishi представила новое семейство 4-ступенчатых акпп F4A41, F4A42, F4A51 и младшая из них ставилась на переднеприводные модели с двигателями до 1.8 литров и 167 Нм. Конструкция классическая: момент силового агрегата передается через гидротрансформатор, передаточные числа четырех передач формируются с помощью двух планетарных редукторов, за переключения отвечают пять пакетов сцеплений, а в ряде версий имеется и обгонная муфта.
Существует множество модификаций такого автомата для разных двигателей и моделей авто: например версия MRA устанавливалась на Каризма, а M8A на аналогичные Ланцер либо Кольт.
MANUAL
Русскоязычный мануал для кпп F4A41 вы найдете здесь
CATALOG
Каталог запчастей для автоматов линейки находится тут
INFO
Много полезной информации по акпп собрано на Драйве
Передаточные числа кпп F4A41
На примере Mitsubishi Lancer 1997 года с двигателем 1.6 литра:
Главная | 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | Задняя |
---|---|---|---|---|---|
4.042 | 2.842 | 1.529 | 1.000 | 0.712 | 2.480 |
На какие машины ставилась коробка Мицубиси F4A41
Carisma 1 (DA) | 1996 — 2004 |
Colt 5 (CJ) | 1996 — 2003 |
Lancer 8 (CK) | 1996 — 2003 |
Lancer 9 (CS) | 2002 — 2010 |
Dingo 1 (CQ) | 1998 — 2003 |
Space Star 1 (DG) | 1998 — 2005 |
Отзывы на акпп F4A41 ее плюсы и минусы
- Это очень простой и надежный автомат
- Недорогой и распространенный сервис
- Довольно широкий выбор б/у запчастей
- И много дешевых доноров на вторичке
- Слабые подшипники планетарного ряда
- Большое количество различных версий
- Коробка требовательна к замене масла
- В переключениях весьма нерасторопна
Регламент обслуживания кпп Mitsubishi F4A41
В мануалах рекомендуется обновлять масло в трансмиссии раз в 60 000 км, однако в сервисах советуют сократить интервал до 40 000 км, так как гидроблок чувствителен к чистоте смазки. В системе залито 7.8 литра ATF SP-III, но при частичной смене удается слить лишь пять литров, а при помощи аппаратуры возможна полная замена и вам понадобится около 12 литров масла. Также в автомате предусмотрен масляный фильтр, но для его замены придется разбирать кпп.
Виды и особенности коробок передач Митсубиси Лансер
Линейка Mitsubishi Lancer появилась в 1973 г., автомобили первых поколений комплектовались механическими коробками передач. Возможность выбора между МКПП и АКПП появилась только в 1979 г. 3-ступенчатой коробкой-автоматом оснащались некоторые модели третьего поколения. Со временем выбор коробок передач значительно расширился, с 2000 года и до наших дней на разные модели Mitsubishi Lancer устанавливаются механические, автоматические, полуавтоматические и бесступенчатые трансмиссии. Mitsubishi использует коробки передач собственной разработки и производства, прибегает также к услугам стороннего производителя – немецкой компании Getrag. В 2003 г. подразделение автоматических трансмиссий Mitsubishi Motors заключило договор о сотрудничестве с Jatco.
Линейка Mitsubishi Lancer появилась в 1973 г., автомобили первых поколений комплектовались механическими коробками передач. Возможность выбора между МКПП и АКПП появилась только в 1979 г. 3-ступенчатой коробкой-автоматом оснащались некоторые модели третьего поколения. Со временем выбор коробок передач значительно расширился, с 2000 года и до наших дней на разные модели Mitsubishi Lancer устанавливаются механические, автоматические, полуавтоматические и бесступенчатые трансмиссии. Mitsubishi использует коробки передач собственной разработки и производства, прибегает также к услугам стороннего производителя – немецкой компании Getrag. В 2003 г. подразделение автоматических трансмиссий Mitsubishi Motors заключило договор о сотрудничестве с Jatco.
Виды трансмиссий Mitsubishi Lancer
За все время существования линейки Митсубиси Лансер в ней использовались коробки передач такого типа:
- 4-х и 5-ступенчатые МКПП (в настоящее время только 5-ступенчатые);
- 3-ступенчатые АКПП (с 1979 по 1987 гг.);
- 4-ступенчатые АКПП;
- полуавтоматические 4-ступенчатые и 6-ступенчатые;
- бесступенчатые (вариаторы).
INVECS – бренд АКПП с электронным управлением, принадлежащий компании Mitsubishi. Аббревиатура расшифровывается как «интеллектуальная инновационная электронная система управления автомобилем». В моделях Митсубиси Лансер с 2007 года используются 4-ступенчатые АКПП с электронным управлением (роботизированные) типа INVECS-II. Эта линейка коробок передач разработана на базе технологии Типтроник компании Порше.
В коробках INVECS реализован принцип адаптивного управления – АКПП автоматически подстраивается под стиль вождения, поэтому ее еще называют обучаемой. Если водитель ездит спокойно, то и автомат переключает передачи плавно, при агрессивной манере вождения происходит более резкий разгон. Привычный стиль вождения копируется, даже если в конкретный момент водитель жмет на педаль газа в нетипичной для него манере. Системе нужно около 100 км, чтоб адаптироваться к манере вождения, при ее смене она тоже не сразу перестраивается, а первое время реагирует по инерции.
Роботизированная коробка передач обеспечивает интеллектуальное управление автомобилем
По технологии INVECS-II создаются как полностью автоматические, так и полуавтоматические КПП. Принцип работы полуавтоматической коробки сложнее, чем автомата, поскольку в ней два механизма сцепления, каждый отвечает за свой набор передач. Переключение между механизмами и выбор конкретной передачи обеспечивает система электронных компонентов, которая анализирует большой объем данных. Для полуавтомата не нужна педаль сцепления, достигается более быстрое переключение скоростей и экономия топлива. Полуавтоматическими такие трансмиссии называются, поскольку водитель может переключиться на режим ручного управления, как в МКПП. Конструктивные особенности коробок передач полуавтоматического типа обуславливают сложность и дороговизну их ремонта.
Компанией Getrag для Mitsubishi была создана полуавтоматическая роботизированная 6-ступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями TC-SST (код производителя 6DCT470). В версии для Lancer Evolution X доступно 3 режима – нормальный, спортивный и сверхспортивный, а в версии, которая с 2009 г. устанавливается на Ralliart, сверхспортивного режима нет. С помощью подрулевых переключателей можно перейти в режим ручного управления.
Система управления INVECS-III реализована в бесступенчатых коробках передач (CVT). Не все водители понимают, как пользоваться коробкой-вариатором на Митсубиси Лансер, поэтому предпочитают модели с традиционной 4-ступенчатой АКПП. А ведь динамика автомобиля с вариатором лучше, чем со ступенчатым автоматом. Сведены к минимуму потери мощности, экономится топливо, авто даже на крутом подъеме не сбавляет скорости, отсутствуют рывки при переключении. Принципы управления автомобилем с CVT и АКПП сходные: перед началом движения дождаться прогрева масла, не переключаться в режим «нейтраль» при кратковременных остановках. Селектор (рычаг выбора диапазонов) вариатора может иметь больше режимов (спортивный, экономичный). Еще один момент, смущающий водителей: вариатор более «задумчив» и на повышение оборотов двигателя при маневрах реагирует с задержкой.
Ремонт и обслуживание АКПП
Ремонт роботизированной коробки-автомата с интеллектуальным управлением сложнее из-за обилия электроники. А вот конструкция вариатора значительно проще, чем ступенчатых коробок с планетарной передачей, меньше движущихся деталей. Но ТО этого узла в профилактических и диагностических целях нужно проводить через 60-100 тыс. км пробега. В России вариаторы пока не получили широкого распространения, и не на каждой СТО проводится их диагностика и ремонт. Любой тип АКПП, в том числе полуавтомат и вариатор, нуждаются в уходе, важнейшим моментом которого является замена масла.
Горелое трансмиссионное масло – беда для АКПП
Замена масла в АКПП
Существует 3 разновидности процедуры замены масла в АКПП:
- промежуточная;
- стандартная;
- полная.
Промежуточная заключается в сливе старого масла и заливании нового без замены масляного фильтра. Осуществлять ее рекомендуется с периодичностью 20-30 тыс. км пробега. Стандартную процедуру со снятием поддона, заменой фильтра рекомендуется проводить каждые 40 тыс. км пробега, но если выполняется промежуточная, этот интервал можно увеличить до 60-90 тыс.
Полная, или непрерывная, замена масла в коробке Митсубиси Лансер 9, 10 и других моделей осуществляется в сервисном центре на стенде. Это замена методом замещения, новое масло закачивается под давлением, одновременно коробка промывается от старого. Расход масла при таком способе в 1,5-2 раза больше, чем при стандартной процедуре, и стоимость услуги в сервисном центре примерно втрое выше. Не рекомендуется прибегать к непрерывной замене, если пробег АКПП превышает 120 тыс. км.
Основная проблема при стандартной замене масла в домашних условиях – старое сливается не полностью. Автомобилисты прибегают к разным ухищрениям для решения этой проблемы. Например, вставляют в разрыв радиатора АКПП две трубки, одну опускают в пустую канистру, другую через отверстие в крышке канистры со свежим маслом вводят в нее почти до дна. В крышке проделывают еще одно отверстие и посредством короткой трубки соединяют полную канистру с воздушным компрессором. Получается кустарный аналог стенда для непрерывной замены масла.
Еще один способ – слив масла при включенном на короткий промежуток времени двигателе – показан на видео.
Причины и симптомы поломок
Первыми на неполадки АКПП реагируют органы чувств водителя – слышны посторонние шумы, ощущаются толчки и вибрация, при ревизии масла заметно, что оно сменило цвет и запах. Для устранения неисправностей коробки передач нужно выявить их причину. По коду системы самодиагностики можно определить, в каком именно узле, датчике, переключателе кроется проблема. А для точной диагностики нужно прозванивать цепи, демонтировать АКПП и проводить дефектовку, выявляя изношенные или поврежденные детали.
Провести самодиагностику или обратиться в СЦ следует в таких ситуациях:
- передачи переключаются с задержкой, переключение сопровождается толчками, рывками;
- работают только некоторые передачи или ни одна не активируется;
- при переключении в положение драйв ощущается сильный удар, а в нейтральном или парковочном слышен шум;
- при ускорении, на высоких оборотах нарастают гул, вой и вибрация;
- автомобиль не может тронуться с места или буксует, ухудшилась динамика;
- масло потемнело, пахнет гарью или вспенивается, на щупе черный налет или пузырьки воздуха;
- на месте стоянки авто видны следы подтекающего масла;
- при снятии поддона АКПП обнаруживается металлическая стружка, обломки пластика или шарики от шарикоподшипника.
В современных АКПП самый уязвимый узел – гидроблок. Тончайшие каналы быстро забиваются, возможен обрыв проводки, а найти его сложно из-за обилия проводков. Износ железа, планетарной передачи характерен для АКПП с солидным пробегом. Одна из причин поломок АКПП – естественный износ. Привычка давить на газ изо всей силы, лихачество, нагрузки, не соответствующие типу автомобиля (на городском авто ездят по пересеченной местности, легковушку используют как буксир), быстрее убивают АКПП.
Первопричина многих проблем – снижение уровня масла из-за износа уплотнительных элементов, протечек. Если масла достаточно, но оно старое, грязное, это тоже вредит коробке. Грязь забивает клапаны гидроблока, разъедает детали. В масле с запахом гари загрязнения наиболее опасные, это частички обуглившихся бумажных накладок фрикционов и клей. Горелое масло для АКПП – все равно, что для человеческого организма тромб в кровеносной системе. Оно запросто может спровоцировать «инсульт», после которого ремонт коробки Митсубиси Лансер малоэффективен.
Контрактные АКПП
Что же делать, если АКПП ремонту не подлежит или выполнять его нерентабельно? Можно купить новую, но на это редко кто решается. Ведь АКПП – один из самых дорогих узлов, и цена новой коробки на Митсубиси Лансер может составить до 30 % рыночной стоимости самого автомобиля с пробегом. Еще один вариант – восстановленный узел. За рубежом такое решение достаточно популярно, но там восстановлением занимаются на заводах. В России АКПП часто восстанавливают кустарным методом, с использованием б/у деталей, но они недостаточно надежны.
Восстановленная АКПП может оказаться «котом в мешке», контрактные узлы заслуживают доверия в большей мере
Б/у АКПП, снятые с авто с пробегом, как и восстановленные мастером сомнительной квалификации, называют «котом в мешке». Ведь по внешнему виду узла определить состояние его внутренних блоков и деталей невозможно. Хотя есть ряд признаков, указывающих на то, что с б/у АКПП лучше не связываться:
- запах горелого масла;
- вмятины, следы ударов на корпусе;
- повреждения или сильный износ входного вала наноса;
- следы ржавчины на металле.
Состояние АКПП зависит не только от пробега, но и от условий эксплуатации. Контрактные АКПП Mitsubishi Lancer с разборок Японии заслуживают доверия: их своевременно обслуживали, меняли масло и расходники, не перегружали. Коробки передач Митсубиси, выпущенные еще до 1995 г., вообще считаются вечными. Случаи, когда при утилизации с автомобиля снимали АКПП в отличном состоянии, были скорее правилом, чем исключением. Современные автоматы не столь долговечны, но контрактный узел из Японии может дать фору восстановленному в России.
При покупке контрактной АКПП нужно требовать документы, подтверждающие происхождение узла, и гарантию на определенный пробег после установки. Компания JapZap поставляет АКПП и другие контрактные запчасти напрямую с разборок Японии, так что покупателю не придется переплачивать посредникам. Специалисты компании проверяют работоспособность узлов и выдают гарантию при продаже. Автомобилисты, которые самостоятельно забирают покупку со склада в Москве, могут тут же обратиться в сервис, где мастера заменят АКПП.
Источник http://www.mitsubishiman.ru/Lancer/9_p/transmission/automatic/obschaya-informaciya-ob-akpp
Источник https://otoba.ru/transmissii/mitsubishi/f4a41.html
Источник https://japzap.ru/blog/vidy-i-osobennosti-korobok-peredach-mitsubisi-lanser/