Как выбрать шины для автомобиля
Каждый из нас хорошо знает, что менять покрышки для автомобиля нужно два раза в год. На холодный сезон нужны одни шины, на лето совсем другие. Как правило, для большинства автолюбителей на этом знание о смене сезонной резины заканчивается. Некоторым ещё известно, что есть ещё всесезонные шины, и что, якобы, поставив такие покрышки, можно вообще одним махом решить все свои проблемы. Каждому водителю очень важно понять, что относиться к смене покрышек для своего автомобиля нужно серьёзно. От типа покрышек зависит не только уровень шума в салоне, но и качество сцепления с дорогой!
Нельзя на зимней резине ездить летом и, тем более, опасно использовать летние покрышки в холодный сезон. Но если с сезонами ещё более-менее разобраться нетрудно, то вот в чём вопрос: какие шины нужны именно вашему автомобилю? В зависимости от региона, сезонные температуры и погодные условия могут быть очень разными. Где-то средняя летняя температура 42 градуса, а где-то 312 дождливых дней в году. Если вы хотите подобрать оптимальный тип резины, вам в любом случае придётся пробовать разные варианты, однако всё равно нужно иметь представление, из чего выбирать. Как раз об этом сегодня и поговорим.
Бренд
Бренд – это то, на что обращает внимание каждый из нас при выборе любого товара. И это не удивительно, ведь во многом бренд – это своеобразный критерий качества. А цена-качество, как известно, – универсальная формула в выборе любого товара. Покрышки в данном случае – не исключение. В том, что касается автомобильных шин, то единого мнения по поводу «самого лучшего» бренда не существует. Производителей действительно очень много. У нас можно приобрести и недорогие отечественные покрышки, и шины производителей с мировым именем вроде Goodyear или Bridgestone. Каждый выбирает, в зависимости от своих возможностей и предпочтений.
Стоит сказать, однако, что для автомобилей бюджетного и среднего класса значительной разницы в качестве покрышек от разных производителей нет. Такой отечественный бренд как «Белшина», например, выпускает добротные и вполне современные шины, в том числе с асиметричным рисунком протектора. Чтобы внести некоторую ясность для тех, кто вообще не разбирается в брендах, перечислим коротко самые популярные.
- Белшина – белорусский производитель покрышек. Производит шины для всех видов автомобильного транспорта, в том числе и для супертяжёлых самосвалов, что определённо говорит о серьёзной научно-технической базе компании. Белорусские шины отличаются невысокой ценой и хорошим качеством
- Sava – компания, головной офис которой находится в Словении. В 1998 году была куплена американской Goodyear, благодаря чему бренд получил серьёзную поддержку, а компания возможность использовать в производстве высокие технологии.
- Nokian – довольно знаменитый финский бренд. Популярностью пользуются зимние шины от этого производителя Nokian hakkapeliitta и Nokian nordman
- Bridgestone – японский производитель с мировым именем. Наиболее популярны шины bridgestone для спортивных автомобилей, однако под этим брендом производятся покрышки почти для всех видов автомобильного транспорта.
- Goodyear – американская компания, мировой лидер по объёму продаж автомобильных шин. Более 160 заводов на 4 континентах производят покрышки почти для всех видов автомобильного и авиационного транспорта. Высокой популярностью пользуются спортивные шины Goodyear. – французская компания с мировым именем, один из мировых лидеров в производстве автомобильных шин. Шины Michelin пользуются большой популярностью в Европе.
- Continental – немецкий производитель. Качество покрышек считается одним из самых высоких в Европе. Производит шины почти для всех видов автомобильного транспорта.
- Hankook – южнокорейский бренд с мировым именем. Благодаря высокому качеству своей продукции успешно конкурирует в азиатском регионе с японскими производителями.
- Pirelli – известный во всём мире итальянский бренд. Покрышками Pirelli оснащаются автомобили, выходящие с конвейеров Mercedes, Audi и BMW.
- Dunlop – британский производитель шин. Активный спонсор многих крупных спортивных гоночных серий. Большой популярностью пользуются шины Dunlop для спорткаров.
- Maxxis – китайская компания, один из крупнейших производителей азиатского региона. Входит в десятку лидеров по объёмам продаж в мире.
Маркировка покрышек и основные характеристики
Практически на всех автомобильных шинах есть различные обозначения. Неопытному автолюбителю не всегда удаётся разобраться, о чём говорит тот или иной показатель. На этом рисунке детали маркировки, которые встречаются наиболее часто. Давайте про каждый поговорим подробнее.
Типоразмер шины
Типоразмер – показатель, который есть на всех покрышках. Выглядит он примерно вот так: 195/65 R15. Первая цифра – ширина профиля в миллиметрах. Вторая – отношение высоты резины к её ширине, выраженное в процентах (серия профиля). Далее буквенное обозначение – это тип покрышки (радиальная/диагональная). Третья цифра – монтажный диаметр. Иногда после показателя монтажного диаметра на шинах указывается латинская буква С. Это сокращение от «Cargo». Такое обозначение указывает, что перед вами шина для коммерческого транспорта. То есть такие покрышки предназначены для лёгких грузовиков и микроавтобусов. Вообще, в документации к автомобилю производитель всегда указывает некий предельный диапазон типоразмеров, для вашего автомобиля. Шины всегда выбирайте исключительно из предложенных вариантов.
Ширина профиля – это довольно важный показатель. Чем шире резина, тем больше пятно сцепления покрышки с дорогой. Важно просто запомнить, что широкая резина хороша для летних шин, а узкая для зимних. Несомненным плюсом широкой резины является более быстрый разгон и сокращение тормозного пути. Кроме того, широкие покрышки обладают лучшими динамическими характеристиками. По этой причине водителям спортивных автомобилей также рекомендуют именно такой тип покрышек. Минусы широких шин – более высокий расход топлива и появление эффекта аквапланирования на небольших скоростях.
Высота профиля (серия) – ещё один важный показатель. Чем ниже профиль, тем управляемость лучше. В то же время, шины с низким профилем более уязвимы на плохих дорогах, и вероятность повредить диски возрастает. Таким образом, если вам нужна высокая надёжность на высоких скоростях, и в хорошем качестве дорог, по которым придётся ездить, вы тоже уверены, смело выбирайте низкопрофильную резину с высотой 55 или меньше. Если вам частенько приходится ездить по грунтовым дорогам, то высокопрофильные шины с показателем 75-80 будут более надёжным вариантом. В то же время, не забывайте, что высокопрофильная резина далеко не так хороша на высоких скоростях и крутых поворотах. Шины с показателем высоты больше 85 – это полнопрофильные покрышки, которые созданы для езды в условиях бездорожья.
Буквенное обозначение R указывает на то, что перед вами радиальный тип покрышки. Диагональные покрышки для легковых автомобилей сейчас практически не выпускаются.
Показатель монтажного диаметра на всех покрышках указывается в дюймах. Эта цифра должна совпадать с размером ваших колёсных дисков. В ином случае, приобретённые покрышки просто окажутся бесполезны, и их придётся менять.
Индекс нагрузки и индекс скорости
Индексы нагрузки и скорости также указываются практически на всех покрышках. Это довольно важные цифры, на которые тоже необходимо обращать внимание при выборе резины.
Индекс нагрузки всегда обозначается двухзначным числом. Каждому числу соответствует определённый уровень нагрузки в килограммах на одно колесо. Никогда не знаешь, что именно придётся перевозить, поэтому подбирайте комплект резины с расчётом на значительный дополнительный вес.
Индекс скорости всегда указывается латинской буквой. Каждой соответствует некий максимально допустимый предел, измеряемый в км/ч. Обычно производители шин указывают этот максимальный предел с некоторым запасом. В то же время, профессионалы рекомендуют не только не превышать этого порога, но и стараться вообще не приближать максимальную скорость к пределу. Вспомните самую высокую скорость, которую вы обычно себе позволяете на загородных дорогах, прибавьте 20 и покупайте шины с таким индексом скорости. Если 160 – это ваш нормальный максимум, то вполне хватит индекса S.
Другая маркировка
На самом деле разновидностей маркировки также много, как разновидностей колёсной техники. Есть обозначения для внедорожного и строительного транспорта, для тягачей, скреперов и автокранов. Маркировка шин предназначенных для продажи в англо-американских географических зонах также может отличаться. Если вы столкнулись с нестандартными обозначениями, поинтересуйтесь у продавца, что означает тот ли иной показатель.
Рисунок профиля
Хорошо известно, что у одного и того же производителя может быть несколько различных моделей шин для одних и тех же условий. Обычно они отличаются лишь рисунком протектора. В таком случае возникает вопрос, насколько важна геометрия рисунка на автомобильной резине? Начнём с того, что ведущие мировые компании тратят десятки миллионов долларов на разработку и тестирование новых рисунков. И, да, от геометрии насечек действительно зависит очень многое. Опытные автолюбители по рисунку протектора могут вам сказать, на какие условия рассчитана покрышка. Что необходимо знать, чтобы самостоятельно выбирать резину для своего автомобиля? Существует три основных вида рисунка:
- Симметричный ненаправленный
- Симметричный направленный
- Асиметричный.
Симметричный ненаправленный рисунок – это классическая геометрия рисунка для покрышек. Такой тип обычно используется в бюджетном сегменте шин. Покрышки с симметричным ненаправленным рисунком являются в некотором смысле универсальными. Их можно переставлять с одного колеса на другое в любом порядке, они обладают хорошими показателями сцепления с сухим покрытием и хорошим водоотводом. Кроме того, они недорого стоят, благодаря чему пользуются известной популярностью. Приобретать покрышки с таким рисунком можно порекомендовать тем, кто предпочитает спокойную манеру вождения и невысокие скорости.
Симметричный направленный рисунок – это v-образная геометрия насечек. У шин с таким типом рисунка два серьёзных преимущества. Во-первых, они прекрасно подходят для передвижения в дождь и слякоть, так как великолепно выводят воду из пятна сцепления шины с дорожным покрытием. Во-вторых, симметричный направленный рисунок насечек обеспечивает наиболее качественно сцепление с дорогой на высокой скорости. Именно шины с таким протектором рекомендуют приобретать владельцам спортивных автомобилей. При установке таких покрышек важно соблюдать правильное направление. На боковой части шины легко найти специальный маркер. Обычно он выглядит как стрелка.
Асиметричный рисунок позиционируется производителями как более совершенная альтернатива симметричному ненаправленному рисунку. Особенность такой резины в том, что покрышка разделена на две части. В зимней резине с внешней стороны используется классический рисунок, который обеспечивает хорошее сцепление с асфальтированным покрытием, а рисунок на внутренней стороне адаптирован к передвижению по снегу и слякоти. В летнем варианте шины с асиметричным рисунком призваны обеспечивать максимальную эффективность при манёврах. Стоят покрышки с асиметричным рисунком, как правило, дороже обычных, и довольно трудно сказать, насколько это оправдано с точки зрения разницы в функциональных преимуществах.
Самое важное о сезонной смене шин
Каждый тип покрышки адаптируется к какому-то неширокому диапазону температур, а также определённому типу покрытия. Золотое правило №1 – резины идеально подходящей для всех условий и сезонов не существует! Из первого правила автоматические следует второе: чем выше заявленная универсальность, тем хуже такие покрышки ведут себя в отдельно взятых условиях. То есть универсальная резина никогда не будет лучшей ни на сухой дороге, ни на узких городских улицах, ни на трассе, ни где бы то ни было ещё.
Возможно, вы будете удивлены, но профессионалы вообще не рекомендуют покупать шины с маркировкой «всесезонные». Почему? Потому что такие покрышки – не более, чем адаптированные к околонулевым температурным показателям летние шины. Температурный диапазон у «всесезонок» от -5 С до +10 С, а на сложные дорожные условия (снег, дождь, гололёд) они рассчитаны чуть лучше летних покрышек. Что делать? Ездить на летней резине летом, а на зимней в холодное время года.
Чем летние покрышки отличаются от зимних
Существует довольно распространённый стереотип, который заключается в том, что зимние и летние шины отличаются лишь рисунком протектора. Ни в коем случае! Резина – это материал, который довольно быстро меняет свои свойства при перепадах температур. Оставьте обычный стиральный ластик на морозе надолго и посмотрите, что с ним произойдёт. Его в буквальном смысле можно будет сломать пополам. Те же самые процессы влияют и на резину вашего автомобиля. Разумеется, производители предусмотрели это, именно поэтому химический состав шин для разных сезонов сильно отличается.
Обобщённые температурные пределы для автомобильных покрышек нигде не прописываются, но можно уверенно говорить о следующих показателях:
- Летние покрышки лучше всего использовать при плюсовых температурах. Ноль по Цельсию – это предел. При температуре ниже +7 летняя резина задубевает, что сильно сказывается на сцеплении с дорогой и увеличивает опасность разрыва при проколе.
- У зимних покрышек верхний предел – это +7 С. При более высоких температурах они теряют свои свойства, быстрее изнашиваются, а автомобиль значительно теряет в устойчивости.
- Всесезонные шины неплохо себя показывают при температуре около нуля +/- 5 градусов. Такие можно ставить ранней весной или глубокой осенью, но, как мы уже писали, это вариант сомнительный, потому что ни летним, ни зимним покрышкам они полноценной заменой стать всё равно не могут.
Таким образом, температурный предел — очень важное свойство для автомобильных покрышек.
Как выбрать зимнюю резину?
Зима – довольно сложный сезон для европейских дорог. Погода зимой может меняться очень часто, а перепады температур могут быть очень серьёзными. В течение недели мы можем получить от матушки природы и дождь, и снег, и гололёд, и скрипучий мороз после оттепели. Так на каком же варианте всё-таки остановиться?
Обычно водители обращают внимание на цену, бренд, рисунок и глубину протектора. Для северных регионов с частыми снегопадами и преобладающей низкой температурой выбирать иногда приходится между шипованной и нешипованной резиной. Выбирать покрышки нужно под свой стиль вождения и погодные условия, которые обычно соответствуют вашему географическому региону. При этом, нужно отдавать себе отчёт в том, что в любом случае придётся идти на компромисс. Выигрывая в чём-то одном, мы будем проигрывать в чём-то другом.
Классическая зимняя резина – это обычно шины с симметричным ненаправленным рисунком. В конструкции таких покрышек всё унифицировано: средние зазоры, широкие продольные канавки, глубина протектора от 6 до 8 миллиметров. Они заточены под спокойное безопасное вождение преимущественно по асфальтированным дорогам. Существенные плюсы таких шин – невысокая цена и относительная долговечность. В то же время, нужно понимать, что такая резина не предназначена для высоких скоростей и бездорожья. В серьёзные снегопады и в условиях гололёда с вождением на таких покрышках тоже могут возникнуть проблемы.
Скоростная зимняя резина — это покрышки актуальные для мягкой европейской зимы. Идеальный вариант в том случае, если вам приходится ездить преимущественно по чистым асфальтированным трассам. У скоростных зимних покрышек чаще всего симметричный направленный рисунок и невысокая глубина протектора. Благодаря такой конструкции они прекрасно выводят воду и мокрый снег из под колеса, что облегчает вождение в условиях слякоти при околонулевых температурах. Ещё один плюс таких шин – невысокий уровень шума. Другими словами, скоростная зимняя резина – отличный вариант для жителей больших городов.
Внедорожная зимняя резина – это покрышки с рисунком из крупных отдельностоящих элементов, форма которых может быть разной. Рисунок протектора всегда содержит много продольных и поперечных зазоров, глубина которых может достигать 9-10 миллиметров. Основная задача такой покрышки – эффективно вгрызаться в укатанный снег и сугробы. На загородных, деревенских и грунтовых дорогах такая резина будет незаменимым вариантом. Существенный минус этих шин в том, что они не предназначены для скоростной езды и сильно шумят на сухом асфальтированном покрытии. Кроме того, у них снижена эффективность торможения, да и расход топлива с вождением на такой резине повышается.
Зимняя резина с асиметричным рисунком – это ещё одна попытка универсализировать покрышку для различных погодных и дорожных условий. Да, наличие внешнего и внутреннего рисунка на одном протекторе может в каком-то смысле усилить сцепление покрышки с дорогой, но здесь же нужно учитывать, что пятно сцепления, при этом, для каждой части уменьшается в два раза. Наверняка производители учитывают все эти нюансы в проектировании. Как бы ни было, выбирать в конечном итоге всё равно вам. Возможно, покрышки с асиметричным рисунком придутся кому-то по душе.
Когда нужна шипованная резина?
Главная и единственная задача шипов – это улучшить сцепление с дорогой в гололёд и на укатанном снегу. Характеристики разгона и торможения на таком покрытии у шипованной резины также будут более высокими. Такие шины однозначно хороши в тех регионах, где зима наступает рано, а низкие температуры стабильно держатся до ранней весны.
Основной недостаток шипов в том, что на сухом асфальте они сильно снижают сцепление колёс с дорогой. И это далеко не единственный их минус. Шипованная резина абсолютно не приспособлена к высоким скоростям, даёт самый высокий уровень шума, а при плюсовых температурах вообще полностью утрачивает свои функции. Сейчас выпускается зимняя нешипованная резина с поперечными ламелями, в народе называемыми липучками. Такие шины прекрасно удерживают сцепление с дорогой даже в сильный гололёд. Словом, если вы собирались покупать шипованные покрышки, просто вспомните, как часто вам приходилось ездить по откровенному льду? Возможно, имеет смысл изменить решение в пользу нешипованной зимней резины.
Зимние покрышки для внедорожника
Есть одно очень распространённое и очень неверное мнение о том, что полноприводные автомобили зимой гораздо безопаснее. Всем владельцам таких авто нужно усвоить несколько простых истин:
- Джипы с формулой 4х4 только разгоняются быстрее. При прочих равных тормозить быстрее, чем моноприводный седан, им не удаётся
- Чем выше дорожный просвет (клиренс), тем менее устойчив автомобиль на дороге
- Джипы намного лучше ведут себя в условиях бездорожья, а никак ни в гололёд
- Тормозной путь прямо зависит от веса автомобиля. У тяжёлых внедорожников тормозной путь всегда будет длиннее
Хорошо известно, что летняя резина для внедорожника внешне очень похожа на зимнюю. Благодаря этому некоторые автолюбители считают, что такие шины вполне себе приспособлены и для зимних условий. При этом, они не учитывают, что химический состав летней резины рассчитан на плюсовые температуры. Зимой, однако, такая покрышка задубевает и полностью теряет свою функциональность. Кроме того, вероятность разрыва шины при проколе в таком случае сильно увеличивается. Единственное преимущество джипа зимой – это повышенная проходимость в сугробах, что, согласитесь, бывает полезно не так уж и часто. Из всего этого нетрудно сделать вывод, что внедорожники зимой – это автомобили повышенной группы риска. В холодный сезон водителям джипов нужно быть ещё более внимательными и осторожными, чем всем остальным.
Как выбрать летнюю резину?
Для лета подобрать покрышки намного проще. Здесь нужно исходить, опять же, из погодных условий, которые сопровождают большую часть тёплого сезона в вашем регионе, и вашу манеру вождения.
- При выборе летних покрышек учитывайте, что для невысоких скоростей и размеренного вождения лучше остановиться на симметричной ненаправленной резине.
- Если вам часто ездить по скоростным шоссе, возможно, имеет смысл подобрать шины с симметричным направленным рисунком. Они также обеспечат хорошее сцепление с покрытием на мокрой дороге.
- Асиметричные шины хороши и для размеренного передвижения, и для скоростных автомобилей. Здесь при выборе особое внимание обращайте на индексы нагрузки и скорости.
Можно ли ставить неодинаковые покрышки
Довольно часто автолюбители обсуждают вопрос о том, что происходит с автомобилем, если на разные оси поставить неодинаковые шины. Да, иногда случается, что купленного на сезон комплекта может не хватить, а покрышки той же модели найти уже не удаётся. Если подобрать шины схожие по характеристикам, то, скорее всего, ничего страшного не случится.
А если мы, например, зимой в моноприводном автомобиле предпочитаем ставить зимнюю резину только на ведущую ось, то вот тут и возникают серьёзные проблемы. Некоторые считают, что зимняя резина нужна, в лучшем случае, для того, чтобы быстрее разогнаться и быстрее остановиться. О том, что происходит с летними покрышками зимой, вы уже знаете. Задубевшая резина полностью теряет свою функциональность и разрушается намного быстрее. Нетрудно представить себе, что происходит с автомобилем, когда при повороте задние колёса элементарно не удерживают сцепления с дорогой. Занос даже на невысокой скорости практически гарантирован. И тут не важно, сколько автомобиль весит и какая у него система привода.
Запомнить нужно простое правило: ставить одинаковые шины нужно на все колёса. В особенности это касается сезонных покрышек. Комплект всегда должен состоять из пяти колёс. Зачем пятая? Это запаска. Только так и никак иначе.
Что такое Run Flat?
Run Flat – это, так называемые, «непробиваемые» шины. Покрышки с усиленной боковиной, которые не дают проколотому колесу «встать на диск» во время движения. Run Flat – технология, которая используется только в шинах премиум-класса. То есть стоят они, по сравнению с обычными покрышками, очень недёшево. Однако это далеко не единственный их недостаток.
Согласно многочисленным отзывам, минусов у этих покрышек не меньше, а может и больше, чем плюсов. Во-первых, проехать на проколотом колесе можно не более 80-90 километров, во-вторых скорость, при этом, тоже не может превышать 80 км/ч. Практически все отзывы с форумов автолюбителей о покрышках Run Flat сводятся к простым определениям: очень жёсткие, плохая управляемость, ненадёжные. Опять же, ремонт таких шин не всегда возможен. Далеко не в каждом сервисе есть оборудование, позволяющее их восстановить. Особенно это касается глубинки. Покрышки от некоторых производителей и вовсе можно ремонтировать только в фирменных автосервисах и только один раз. На этом фоне основное преимущество Run Flat практически полностью затмевается недостатками.
Если в большинстве случаев запаску ставить всё равно придётся, то есть ли в них смысл? Единственное, что можно уверенно говорить в защиту таких покрышек, так это то, что при их производстве используются самые совершенные материалы. Поскольку шины с технологией Run Flat относятся к премиум-сегменту, производители, разумеется, на них не экономят.
Восстановленные шины
Некоторые известные производители в рамках программы защиты окружающей среды производят восстановление изношенных шин. Некоторые бренды имеют даже в своём составе дочерние предприятия, специализирующиеся на восстановлении покрышек. Как определить восстановленную шину? По специальной маркировке. Обычно она наносится на боковой части шины. Чаще всего, это надпись «Retread», для американских шин – «Remould», для немецких – «Regummerad».
Насколько такие шины безопасны и функциональны? Поскольку обычно на заводе наваривают протектор и (часто) боковину, шина действительно получает новую жизнь. В то же время, от старого варианта в ней обычно остаётся лишь каркас. Рисунок протектора может поменяться полностью. Приобретение такой покрышки – это всегда, своего рода, игра в рулетку. Нетрудно догадаться, что сам факт восстановления не оставляет никаких шансов той технологии, которая была использована в первоначальном варианте.
В результате восстановленная покрышка – это химический состав резины для одной модели, а рисунок протектора для совсем другой. В каких случаях имеет смысл ставить восстановленную резину? Только если вы предпочитаете исключительно сдержанный стиль вождения и очень редко выбираетесь за город. Такая резина вполне способна выполнять основные функции, но никоим образом не рассчитана ни на высокие скорости, ни на дополнительные нагрузки, ни на особые свойства сцепления с дорогой и проходимостью. Покрышки с маркером Retread обычно закупаются для муниципального коммерческого транспорта. Имеет ли смысл экономить и покупать такие шины к своему автомобилю, решайте сами.
Цветные маркеры на шинах
Иногда на покрышках можно видеть различную маркировку, которая делается обычной краской. Небольшие круглые пятна на боковине покрышки или продольные цветные полосы на протекторе шины. Очевидно, что такие маркеры со временем стираются, а значит, никакой существенной информации ни для водителя, ни для мастера шиномонтажной мастерской не несут. Совершенно верно, маркеры, нанесённые цветной краской – это ориентиры для различных служб, осуществляющих монтаж покрышек на конвейере или складирование.
Пятна различного цвета диаметром 5-10 миллиметров на боковой части – это пометки для рабочих осуществляющих первую установку покрышки на автомобиль. Обычно такое пятно во время сборки совмещается с нипелем покрышки. Цифра внутри геометрического рисунка (круга, треугольника и т.п.) – всего лишь штамп-отметка о прохождении технического контроля на заводе. Цифра обычно означает личный номер специалиста, осуществлявшего осмотр.
Продольные цветные полосы на протекторе – это отметки, которые ни в коем случае не означают наличия брака или какого-то несоответствия стандарту. Такие полосы наносятся на протектор исключительно для того, чтобы работникам склада было легко различать покрышки определённой модели в общей массе.
Вот, в целом, и всё, что необходимо знать, чтобы выбрать резину для своего автомобиля. В любом случае не забывайте, что на все ваши вопросы о маркировке шин может ответить продавец. Просто звоните и выясняйте всё, что необходимо.
10 важных правил при покупке шин
Статья о том, как и какие шины лучше приобретать: 10 важных советов и рекомендаций покупателю. В конце статьи — видео о том, как выбирать шины и что нужно знать при их покупке. Статья о том, как и какие шины лучше приобретать: 10 важных советов и рекомендаций покупателю. В конце статьи — видео о том, как выбирать шины и что нужно знать при их покупке.
Разнообразие производителей и марок шин может поставить в тупик любого покупателя, особенно если покупка этого важного комплектующего для автомобиля производится впервые.
Ситуацию усугубляет то, что шины отличаются не только названием производителя — они действительно очень разные. Как не допустить ошибку и сделать правильное приобретение? Давайте разбираться.
Богатство выбора
По своему назначению покрышки очень разнообразны. Для езды в динамичном спортивном стиле – одни, для размеренного передвижения – другие. Более того, выбирая шины, нужно учитывать особенности погоды в той области, где будет эксплуатироваться автомобиль.
Отличаются автомобильные шины и по сезону: есть покрышки для зимы и для лета, а есть и бюджетный всесезонный вариант.
Летние шины можно использовать при температуре выше плюс пяти градусов. Они подразделяются на следующие категории:
- шины универсального типа;
Универсальные шины промаркированы А/Т. Они отлично ведут себя на чистом асфальте и в грязи. Из минусов – шум при езде, более высокий, чем в случае асфальтных шин, и меньшая устойчивость на городском асфальте.
Шоссейные шины – наиболее распространённый вариант. Маркировка – Н/Т, Н/Р. Отличаются низким шумом, высокой степенью сцепления с дорогой, но в грязи и на бездорожье их лучше не использовать.
Грязевые шины больше годятся для бездорожья. Их маркировка – М/Т. На чистой дороге они шумят, но отлично справляются с грязью и пересечённой местностью.
Зимние шины также имеют свои категории, в зависимости от того, на какой вид зимы рассчитывает автомобилист:
Скандинавские шипованные шины рассчитаны на гололёд. По «голому» асфальту такие шины шумят, и большую скорость развивать на них не рекомендуется, чтобы не вылетали шипы.
Арктические шины, или, как их ещё называют, «липучки», ориентированы на суровые зимние условия, низкую температуру. Протекторы таких шин отличает очень плотный рисунок, резина у них мягкая, хорошо сохраняющая свои свойства при низких температурах.
Европейские шины рассчитаны на зиму в мягком европейском климате (откуда и пошло их название), в которой превалируют осадки в виде дождя и мокрого снегопада. В них хорошо продуман водоотвод, но на заледенелой или заснеженной дороге шины этого типа – не самый удобный вариант.
Всесезонные покрышки хороши для небольших расстояний, низкой нагрузки на автомобиль. Стоят они недорого, но и служат недолго. Единственный плюс – возможность использовать их в любое время года.
Помимо приведённой классификации, ещё различают шины:
- низкопрофильные – удобные для ровных дорог в городе, но непригодные для бездорожья;
Также шины различают по рисунку. Он может быть:
- симметричный направленный – для скоростной спортивной езды, устойчивые на мокрой трассе;
Советы покупателю
Как видно из приведённых выше классификаций, обилие марок и разновидностей шин действительно способно поставить в тупик. Поэтому при покупке лучше воспользоваться рядом полезных советов.
1. Правильно выбирайте время покупки
Планировать покупку шин лучше всего заранее — это возможность не только вдумчиво подойти к выбору, но и сэкономить существенные средства.
Выгоднее всего покупать покрышки в период межсезонья, с января по март или с мая по сентябрь. Именно в это время в магазинах и на шиномонтаже наблюдается более низкая активность клиентов: все уже «переобулись», очереди исчезли, в магазинах появляются скидки на резину.
Подходящим моментом также является время, когда производители меняют линейку своей продукции. В этот период магазины стремятся максимально быстро избавиться от предыдущих моделей, делая это при помощи крупных скидок. Иногда скидка может достигать половин первоначальной стоимости шин.
Наконец, приобретать шины лучше заранее по той простой причине, что при «горящей» покупке в магазинах может просто не оказаться нужной модели и бренда, и тогда придётся брать что-то другое, да ещё и втридорога.
2. Анализируйте мнения и отзывы
Остановив свой выбор на какой-либо марке шин, нелишним будет познакомиться с отзывами автомобилистов. И здесь есть один немаловажный нюанс: наиболее ценными будут отзывы тех автомобилистов, у которых данные шины прослужили не меньше, чем четверть заявленного ресурса.
То есть, если у резины заявлен максимальный пробег 80 тысяч километров, интересными и информативными будут отзывы водителей, у которых такие покрышки успели «пробежать» не менее 20 тысяч километров.
Любые шины будут идеальными, пока они новые. Но статистика указывает на то, что большая часть проблем у резины возникает, когда её ресурс выработан на четверть или более. В это время могут появиться проблемы с балансировкой, неравномерным истиранием, аквапланированием, возникать вздутия на резине, шум при езде.
Ещё один важный момент – марка машины, на которой установлены шины. Для покупателя наиболее полезными будут отзывы владельцев машин той же марки. Современный ассортимент располагает широкой линейкой шин, которые можно устанавливать практически на любые виды легковых автомобилей, от спортивных купе до внедорожников.
Но на различных видах авто такие покрышки ведут себя по-разному, поэтому важно знать, какова она при эксплуатации на авто конкретного веса и мощности.
3. Средняя стоимость – не показатель долговечности
Данный совет основан на наблюдениях последних лет. К сожалению, даже производители качественных шин в последнее время несколько «снизили планку», и теперь понятие «самая дорогая резина» не тождественно понятию «самая долговечная».
Производители известных брендов фокусируются на характеристиках своей продукции, а не на её долговечности. Если раньше приобрести дорогую резину означало приобрести её надолго, то сегодня акцент сместился: дорогие шины – это отличные характеристики, соответствующие заявленным данным в паспорте продукции, но при этом такие шины вовсе не обязаны служить долго.
4. Особенности использования автомобиля
При выборе вида покрышек важно учесть реальные условия, в которых эксплуатируется автомобиль.
При постоянной эксплуатации машины в городском цикле и пробках приобретать шины, рассчитанные на динамичную еду спортивного автомобиля, бессмысленно — при своём прекрасном внешнем виде и отличных характеристиках такие шины в пробках «убьются» очень быстро.
5. Дата выпуска имеет значение
Резина – материал, который со временем изменяется. Даже самые качественные шины деградируют с годами. Поэтому лучше всего приобретать недавно произведённую продукцию.
Срок годности резины во многом зависит от того, в каких условиях она хранится до продажи и установки на автомобиль. Следует знать, что резиновые покрышки плохо переносят ультрафиолет, солнечные лучи, а условия хранения на магазинных складах могут быть очень и очень разными. Поэтому выход один – постараться приобрести шины, которые там хранились минимальное время.
Дату выпуска покрышек можно увидеть на боковой стенке. Шины маркируются годом и неделей выпуска (четырёхзначный код DОТ).
6. Никаких подержанных покрышек!
Шины – это то, что ни в коем случае не стоит приобретать б/у. Если приобретён автомобиль, на его шины должно хватать средств, иначе не стоит его приобретать вообще. Если другие комплектующие ещё можно приобретать бывшие в употреблении, то с шинами это недопустимо.
Причина столь жёсткого правила – в том, что бывшие в употреблении шины очень сложно оценить. Внутренний корд покрышки может иметь повреждения, а «вылезает» данная проблема только тогда, года в шину подаётся воздух под давлением. Бывшие же в употреблении покрышки, как правило, продают без колёс, и увидеть проблему не получится.
Справедливости ради стоит сказать, что хорошие шины, бывшие в употреблении, тоже бывают, но это – скорее исключение, чем правило.
7. Не стоит обращать слишком пристальное внимание на бренд
Современное производство таково, что ни один, даже самый известный бренд не страхует потребителя от низкого качества.
Даже Nокiаn или Мiсhеlin имеют в своей модельной линейке и отличные, и не самые лучшие шины. Поэтому не стоит становиться ярым поклонником бренда, не обращая внимания на особенности различных моделей.
8. Выбор в магазине
Выбранную модель обязательно нужно внимательно осмотреть. Важная характеристика – боковая стенка шины. Если она тонкая, автомобиль может получить дополнительную неустойчивость на трассе. А излишне мягкая стенка будет излишне уязвима к боковым воздействиям на шину.
Мелкий протектор – это, конечно, красиво, но следует помнить, что уже через 15 тысяч километров многие элементы протектора исчезают, а вместе с ними – и основные характеристики протектора.
9. Выбор шин зависит от интенсивности эксплуатации авто
Если водитель эксплуатирует авто с небольшой интенсивностью, ему не стоит приобретать покрышки, у которых заявлен большой ресурс. Причина такого предупреждения – в том, что с годами резина теряет свои свойства. Поэтому может получиться, что за протекторы заплачены большие деньги, ресурс ещё не выработан, а качество уже начинает стремительно ухудшаться.
При небольшом ежегодном пробеге лучше приобретать более дешёвые шины, которые «справятся» с пробегом, но за это время не успеют утратить свойства материала.
10. Зимняя резина
Проживание в регионах с суровыми зимами требует особого подхода к выбору «зимней» резины. Не стоит пытаться сэкономить, приобретая «всесезонные» шины: такая экономия может дорого обойтись. Всесезонные покрышки хороши только для тёплого климата без снега и льда, и то требуют частой замены.
Выбор шин – вопрос, к которому не стоит подходить легкомысленно, ведь от того, насколько удачно будут подобраны протекторы, зависит не только комфорт езды, но и безопасность на дороге.
Видео о том, как выбирать шины и что нужно знать при их покупке:
Как выбрать автомобильные шины: на что смотреть
Шины являются одним из важных элементов колеса автомобиля. Основной задачей является частичное скрадывание неровностей дороги, уменьшение шума при движении, а также снижение необходимой тяги.
Первые пневматические шины для автомобиля появились в 1847 году, тогда не нашлось возможности организовать недорогое производство. Полноценное использование началось в 1888 году, когда Джон Данлоп стал устанавливать подобные покрышки на велосипеды. Окончательно вид близкий к современному, шина приобрела в 1890 году, тогда предложили разделять камеру и покрышку, а последнюю обеспечивать каркасом.
По каким параметрам нужно подбирать шины
Выбирая покрышку смотрят на следующие параметры.
- Индекс скорости и нагрузки.
- Высота профиля, ширина покрышки, площадь пятна контакта.
- Совместимость с диском вашего автомобиля. Стоит смотреть на особенности установки, шина не должна цепляться за другие элементы автомобиля.
- Рисунок протектора.
Помимо перечисленного стоит уделять внимание и другим нюансам.
- Стиль вождения. Для спокойных поездок по городу и спортивных заездов требуются совершенно разные варианты. Технические характеристики у них различаются.
- Особенности эксплуатации. Для асфальта и грунтовых дорог требуются разные покрышки. Они отличаются жесткостью, протектором и другими важными параметрами. При подборе резины обязательно учитывают возможность ее использования в определенных условиях.
- Смотрят на тип автомобиля. Внедорожник и городской седан предъявляют разные требования к шинам. Также рекомендуется подбирать с учетом нагрузки, коммерческого использования и других факторов.
- Сезонность. В разное время года к покрышкам предъявляются разные требования.
Виды автомобильных шин по сезону эксплуатации
Летние шины
Летние применяются при температуре воздух от +5°C. Они обладают определенной жесткостью, что позволяет им сохранять свою форму в условиях высоких температур. Но, этот параметр не дает использовать покрышки в зимнее время, при низких температурах они «каленеют», что приводит к снижению эксплуатационных характеристик.
Производятся летние версии из мягкой, износостойкой резины. Это позволяет эффективно работать в условиях жары и не стираться о горячий асфальт.
Важным моментом при выборе летних шин является протектор. Он оказывает сильное влияние на управляемость и безопасность. Обычно выделяют следующие виды протектора.
- Ассиметричный. В этом случае профиль разделен пополам, с одной стороны (обычно внутренней) для сухого асфальта, с другой стороны использован рисунок для мокрой дороги. Если вы живете в климате с неустойчивой погодой, такой протектор поможет избежать проблем.
- Направленный. Помогает быстро отводить воду из пятна контакта. Это дает возможность минимизировать риск аквапланирования, что повышает уровень безопасности.
- Ненаправленный рисунок. Самый простой и дешевый. Хорошо показывает себя на сухой дороге.
Направленную резину следует ставить внимательно. На них есть стрелочка и надпись «ROTATION». Они указывают направления движения. Так шину и нужно монтировать на автомобиль.
Зимние шины
Для зимнего сезона используют специальную резину. Ее можно эксплуатировать при температуре окружающего воздуха до +5°C. Отличительной особенностью зимней автошины, является мягкая резина. Она практически не затвердевает на морозе, что способствует сохранению управляемости. Помимо этого, на таких покрышках обязательно нарезаются ламели. Это надрезы в виде зигзага, они позволяют добиваться хорошего сцепления со снегом и льдом. Только на шипованных шинах ламели могут отсутствовать.
Выбирая зимнюю резину стоит учитывать особенности погоды в вашем регионе. Ведь дорожные условия в холодное время года могут значительно различаться.
Существует два основных вида зимней резины:
- шиповка;
- липучка (ламелизированная).
В России наиболее востребована шиповка. Она отлично себя ведет на снегу и обледенелом покрытии. Причем не просто улучшает управляемость, и значительно увеличивает эффективность торможения.
Шипов обычно от 80 до 200 штук. Это зависит от размера колеса, а также модели покрышки.
Рекордсменом на данный момент является Hakkapeliitta 8 195/65 R15 производства Nokian. На нее устанавливается 200 шипов.
Основным недостатком шипованной резины является повышенная шумность. Особенно сильно это проявляется на асфальте.
У шипованных покрышек имеются определенные требования к эксплуатации.
- Новые следует обкатывать не менее, чем 500 км. В это время не стоит ездить быстрее, чем 60 км/ч, а также избегать резких торможений. Это нужно, чтобы избежать повреждения шипов.
- Не рекомендуется использовать шиповку на асфальте. Если вы большую часть времени ездите по чистой дороге, приобретайте другие виды зимней резины.
Ламелизированные не имеют шипов. Отлично ведут себя в условиях больших морозов, так как резина мягкая и не дубеет при низких температурах. Хорошо показывает себя на мокром покрытии, ламели эффективно отводят воду. На снегу и обледенелой дороге проигрывают в эффективности. Оптимально подходят для регионов с мягкими зимами и большим количеством оттепелей.
Всесезонная резина
Всесезонные можно использовать круглый год. Они мягче, чем летние, жестче зимних покрышек. В резину добавляются специальные компоненты, которые противостоят истиранию при высоких температурах. Протектор используется направленный, с небольшими ламелями. Основным плюсом подобной резины является возможность сэкономить на втором комплекте. Но, стоит помнить, что оптимально использовать всесезонку использовать только в регионах с мягкими зимами.
Используя всесезонную резину стоит помнить, что она уступает практически по всем параметрам специализированным сезонным покрышкам.
Виды покрышек по условиям эксплуатации
Нужно учитывать класс по условиям эксплуатации. Узнать этот параметр можно по маркировке на боковине покрышки. Перечислим основные варианты маркировки.
- H/P – предназначены для шоссе. Обычно имеют высокий индекс скорости.
- H/T – твердые покрытия. Используются на асфальте, в первую очередь предназначены для города. На высоких скоростях эксплуатировать не получается.
- A/T – универсальные покрышки. Могут применяться на любых видах покрытий, как на асфальте, так и на проселках с гравийным покрытием.
- M/T – резина для бездорожья. К ней относят и специальные грязевые шины. Отличаются специальным протектором, который отлично взаимодействует с водой, грязью и другими нестандартными дорожными покрытиями.
Название M/T сокращение от Mud Terrain. Mud переводится как гряз или слякоть. Иногда такие их называют «мудовая резина».
Правила подбора размера автошины
Решая, какие шины выбрать большая часть водителей смотрит на размер. Его можно увидеть на боковине. Обычно она указывается в традиционной системе – LT 205/55R16 91V. При этом, из обозначения не все указывает на размеры. Чтобы не путаться приведем полную расшифровку.
- LT – функциональное предназначение шин. Указывается опционально, и необязательно. В данном случае использована маркировка LT, что означает «легкий грузовик». Может принимать значение P, ST, T.
- 205 – ширина профиля покрышки в миллиметрах.
- 55 – отношение профиля к ширине. Указывается в процентах. Иногда не указывается, в этом случае параметр равен 82%.
- R – указывает на радиальное расположение корда.
- 16 – внутренний диаметр. Должен соответствовать внешнему диаметру колесного диска. Указывается только в дюймах.
- 91 – индекс допустимой нагрузки, иногда указывают еще и максимальную массу в кг.
- V – индекс скорости.
Стоит отдельно поговорить про букву R, это самое распространенное обозначение. Если она отсутствует, значит в покрышке используется диаметральное расположение корда, иногда такой корд может маркироваться – D. Изредка можно увидеть обозначение «B», так маркируют покрышки, имеющие диагонально-опоясанный каркас.
Внутренний (посадочный) диаметр в редких случаях указывается в миллиметрах. Такой маркировкой до сих пор иногда пользуется Michelin.
Индекс скорости может указываться не только в конце, но и в любом другом месте маркировки.
В редких случаях после указания диаметра проставляется буква «С». Она обозначает коммерческое предназначение. Такая резина используется для легковых автомобилей с повышенной грузоподъемностью, а также пикапов.
Виды рисунка протектора
От протектора зависит управляемость автомобиля, а также уровень акустического комфорта. Поэтому, стоит внимательно подбирать покрышки по этому параметру. Всего существует четыре основные разновидности протекторов, разберем их более подробно.
- Симметричный рисунок (классический тип). Часто называют ненаправленным. Считается наиболее универсальным для обычной эксплуатации. Зачастую автоэксперты советуют выбирать именно его. Показывают средние параметры по уровню шума, устойчивости, управляемости и сопротивляемости износу.
- Симметрично-направленный протектор. Оптимально подходит для дождя и мокрой трассы. Наличие глубоких канавок, способствует более эффективному водоотведению. Этот же фактор делает шину более жесткой, что в определенных условиях может отрицательно сказываться на управляемости. Если использован рисунок-«елочка», наблюдается повышенная шумность. Есть и еще один недостаток, при проколе, сложно отыскать повреждение.
- Ассиметрично-направленный. Отличается от предыдущего делением профиля на две половины, на которых рисунок направлен в разные стороны. При правильной установке по всем параметрам превосходит симметрично-направленный протектор. Рекомендован для мокрых дорог.
- Ассиметрично-ненаправленный. Не имеет направления рисунка. Отличается бортиками по краям, что значительно повышает управляемость.
Зная особенности протекторов выбрать автомобильные шины становится значительно проще.
«На Московском шинном заводе в 1960 году разработали оригинальную радиальную шину М-75, она первой в СССР имела протекторные кольца. Производилась и монтировалась эта покрышка без протектора. В спущенном состоянии на нее надевали отдельные протекторные кольца, всего использовалось три кольца. После накачивания, кольца прочно становились на место.
По мере износа протекторные кольца заменялись новыми. Шина же при отсутствии повреждений мешающих дальнейшей эксплуатации (порезов боковины, «грыж»), становилась почти «вечной». Также появилась возможность оперативно заменять протектор в зависимости от погоды (сухо или мокро, зима или лето). Также были разработаны шины вида РС, которые могли иметь размер 7,50–20’’, предполагалось, что они будут использоваться на грузовом автомобиле ГАЗ-51. Создали эту шину на Ярославском шинном заводе. Но, довести технологию до оптимального уровня долговечности и надежности не вышло, ее так и не стали применять массово.»
Индекс скорости
Индекс скорости демонстрирует, при каких скоростных режимах можно эксплуатировать автомобильные шины. Также показывается на боковинах покрышек. Можно встретить следующие варианты маркировок.
- P – 150 км/ч;
- Q – 160 км/ч;
- R – 170 км/ч;
- S – 180 км/ч;
- T – 190 км/ч;
- H – 210 км/ч;
- V – 240 км/ч;
- W – 270 км/ч;
- Y – 300 км/ч.
Если у вас легковая машина, имеет смысл приобретать покрышки с индексом S и выше, этого будет вполне достаточно.
Индекс нагрузки
Еще один параметр – индекс нагрузки. Этот параметр демонстрирует, какую нагрузку может выдержать покрышка. Для расчета, сколько массы приходится на одно колесо, максимальную массу транспортного средства делят на количество колес. Производитель указывает этот параметр на боковине, что позволяет правильно выбрать резину.
Узнать, как соотносится индекс нагрузки с массой автомобиля можно самостоятельно из таблицы. Например, индекс «83», говорит, что на одно колесо приходится не более 487 кг. Это значит, что ваше транспортное средство не должно превышать массу 1948 кг.
Шумность автомобильных покрышек
Уровень шумности зависит в первую очередь от особенностей протектора. Еще сравнительно недавно узнать этот параметр можно было только приобретя шину и установив ее на автомобиль. Сейчас согласно новым правилам маркировки в Евросоюзе, данную информацию указывают на стикере, который крепится на новую покрышку. В России также постепенно переходят на эту маркировку.
Указывается в виде пиктограммы на которой обозначена шина и динамик, а также есть три полоски. Уровень шума можно узнать по числу закрашенных полосок.
- Одна полоска – значительно ниже допустимого.
- Две полоски – ниже разрешенного.
- Три полоски – превышение нормы.
В Евросоюзе начиная с 2016 года запрещена эксплуатация автошин с тремя полосками.
Срок эксплуатации автомобильной резины
Срок эксплуатации регламентируется ГОСТ 4754-97 и 5513-97. Согласно этим документам покрышки можно использовать не больше 5 лет. Помимо этого, существует срок хранения шины. Он не должен превышать 3 года. Итого, обычный срок использования авторезины не должен превышать 8 лет с момента изготовления. Эту информацию можно увидеть на боковой стороне покрышки.
Также следует учитывать пробег. На допустимый пробег влияет модель шины, а также ее типоразмер. Для легковых автомобилей допустимый пробег колеблется в пределах 45–70 тысяч километров.
Еще один параметр, который стоит учитывать – остаточная глубина протектора. Эти данный указаны в ПДД, в разделе о допуске транспортных средств к эксплуатации.
- Для легковых автомобилей и грузовиков с массой до 3,5 тонны минимальная глубина протектора – 1,6 мм;
- Грузовики и прицепы с массой свыше 3,5 тонны – не менее 1 мм;
- Мотоциклы – минимум 0,8 мм.
Мягкость состава резиновой смеси – на что влияет
Жесткость резины не относится к обязательным параметрам, производитель зачастую ее не указывает. Но, разбирая критерии выбора, стоит упомянуть и этот параметр.
Мягкая обеспечивает более качественное сцепление с мокрым покрытием. Позволяет более эффективно разгоняться и тормозить. В большей части случаев наблюдается повышение управляемости автомобиля. Комфорт поездок увеличивается.
Основной недостаток мягкой резины – повышенный уровень износа. Она стирается быстро. Также увеличивается расход топлива.
Плюсом жестких шин является более медленное стирание протектора. Снижается расход топлива. Улучшается управляемость при прохождении поворотов.
Такие покрышки более шумные. Хуже ведут себя на мокрой дороге. Снижается комфортабельность. Увеличивается тормозной путь.
На жесткость может оказывать влияние давление в шинах. Чем меньше, этот показатель, тем ниже жесткость, и соответственно усиливается износ.
Что влияет на стоимость автошин
На стоимость влияют марка и бренд, под которым выпущена покрышка. Если у вас нет особых требований к условиям эксплуатации, не стоит переплачивать.
Если стоит задача подобрать недорогие, но качественные шины, стоит обратить внимание на российских производителей. Тут есть достойные образцы.
На цену оказывает влияние размер, чем больше покрышка, тем она дороже. Причина в большем количестве материала, требующегося для выделки.
На цену может оказывать сезонность. Имеет смысл выбирать и покупать летом зимнюю резину и наоборот.
Краткие рекомендации при выборе шины на машину
Чтобы самому определить, какие нужны шины для вашего автомобиля стоит тщательно изучить все параметры. Ниже перечислим основные ответы на вопрос, как выбрать шины.
- Приобретайте только те типоразмеры, которые рекомендованы производителем вашего автомобиля.
- Можно приобретать не только иностранные, но и отечественные изделия. По качеству они не различаются.
- Всесезонные стоит брать только в регионах с мягкими зимами. В остальных случаях экономия на втором комплекте резины может принести больше проблем, чем пользы.
И последнее, какими бы хорошими шины не были бы, только правильная эксплуатация позволит использовать их потенциал.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Шины Run Flat — особенности технологии, для каких авто подходят
Кованые диски — особенности. Стоит ли брать?
В чем отличие грузовых шин от легковых?
Все права защищены © 2003 – 2023. Автомобильный журнал TIRES I. Любое использование материалов, размещенных на сайте tires1.ru, допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Источник https://imarket.by/blog/tovary-dlya-avto/kak-vybrat-pokryshki-dlya-avtomobilya.html
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/3288-10-vazhnyh-pravil-pri-pokupke-shin.html
Источник https://tires1.ru/vybrat-shiny/