Как поменять сцепление: периодичность и порядок замены
При бережной эксплуатации и аккуратном вождении менять сцепление приходится не часто.
Что может стать тревожным звоночком и сигналом к диагностике — об этом в нашей статье. Здесь же вы узнаете, как проводится замена сцепления, и сможете контролировать мастеров сервисного центра.
При езде с изношенным сцеплением увеличивается расход топлива и значительно «теряется» мощность ДВС.
Сколько служит сцепление?
Назвать конкретный пробег, после которого пора менять сцепление, нельзя. Слишком много факторов влияют на его срок службы:
- манера езды — резкий старт и частые пробуксовки, а тем более, участие в гонках в разы сокращают период эксплуатации;
- качество агрегата — оригинальные детали всегда долговечнее недорогих аналогов;
- посторонние жидкости или мелкие твердые предметы могут вывести из строя даже новый узел;
- ошибки при установке и регулировке неизбежно ведут к снижению эксплуатационных характеристик.
Износ накладок из-за неверной настройки сцепления
Как узнать, что сцепление пора менять?
Причины и последствия, которых вы избежите, если вовремя заедете на СТО:
- при выжимании педали сцепления слышен сильный шум? есть вероятность, что износился выжимной подшипник;
- запах гари в салоне говорит о том, что диски сцепления проскальзывают относительно друг друга, так что фрикционные накладки на них обгорают;
Повреждение фрикционных накладок
- сильные рывки при переключении передач часто указывают на то, что демпферные пружины, установленные на ведомом диске, вышли из строя.
Мастера и автопроизводители рекомендуют проводить диагностику сцепления каждые 80 — 100 тыс. км.
Признаки неисправности
Если рекомендуемый пробег еще не пройден, но вы уже заметили следующие «симптомы», возможно, с заменой пора торопиться:
- изменения привычной динамики езды, особенно при подъеме;
- увеличение свободного хода педали сцепления;
- рывки при переключении передач и трогании с места;
- тяжелый разгон авто и плохая тяга при повышении нагрузки;
- переключение передач с большим усилием;
- запах гари при увеличении оборотов двигателя;
- повышенные вибрации и посторонние звуки (типа хруста и скрежета).
Как определить неполадки уже на первом этапе?
Первое, что заметит любой водитель (даже с небольшим стажем),— пробуксовка дисков на высоких передачах, то есть, при увеличении оборотов, скорость не меняется.
И тут у вас есть выбор: скорее менять сцепление, или в один “прекрасный” день вы просто не тронетесь с места.
Какие инструменты нужны для замены сцепления
Решили выполнить ремонт самостоятельно? Вам понадобится лебедка или домкрат, чтобы поднять переднюю часть авто, а чтобы провести под ним работу — смотровая яма, эстакада, гидравлическая стойка или двухстоечный подъемник.
Для защиты важных узлов системы нужны:
- втулки — они не дадут повредить уплотнения полуосей;
- чехлы защитят пыльники шаровой опоры;
- траверса обеспечат поддержку двигателя.
Из инструментов вам понадобятся:
- набор рожковых и торцевых ключей;
- оправка для центровки диска сцепления.
Порядок замены
- Демонтаж КПП.
На передне- и заднеприводных авто эта процедура несколько отличается. В первом случае нужно снять приводные валы и поставить вместо них заглушки, открутить болты, отсоединить троса и кулиски, извлечь первичный вал КПП из подшипника в ДВС. Во втором — демонтируется муфта, которая соединяет коробку передач с карданным валом.
После того, как откручены болты корзины, с маховика снимаются все элементы сцепления. Важно, чтобы на его поверхности не было масла. В противном случае придется менять сальник, а если на старых дисках есть царапины или трещины — еще и корзину. Новый диск вставляется в корзину, а она надевается на маховик. Болты крепления закручиваются крест накрест.
Центровка диска проводится с помощью специальной оправки
- Установка КПП.
При прокручивании вала коробки передач важно, чтобы он попал в шлицы маховика. При демонтаже и монтаже коробок на полноприводных авто или ТС с большим объемом двигателя используется лебедка.
В зависимости от особенностей авто устанавливается шток или трос рекомендуемой длины. Настраивается свободный ход педали.
Замена сцепления в сервисе
Самостоятельная замена узла требует специальных инструментов, условий для работы и большого запаса времени. Даже у мастеров сервиса эта процедура занимает не менее 4,5 часов. Любая ошибка может обойтись в цену нового комплекта сцепления.
Сотрудники сервиса имеют необходимые инструменты для замены и регулировки сцепления на любых автомобилях, и, что особенно важно, предоставляют гарантию на работу. Стоимость замены сцепления варьируется в зависимости от марки авто и сложности ремонта: часто нужно менять не только комплект сцепления, но и другие элементы трансмиссии. В сервисном центре проведут диагностику и сразу выявят все возможные неисправности.
Замена сцепления без снятия коробки: пошаговое руководство
Сцеплению отводится ведущая роль в том, чтобы объединять работу двигателя и трансмиссии. Однако данная система часто подвергается всевозможным нагрузкам и ударам, поэтому замена сцепления без снятия коробки для многих водителей – лишь вопрос времени, который однажды потребует прямого вмешательства.
В любом случае начинать нужно с диагностики, которая точно укажет на поломку. Диагностировать можно двумя способами, выбор за вами. В итоге если сцепление все-таки сгорело, то предстоит его замена. Мы подробно описали весь процесс работ без снятия коробки.
5 случаев, когда требуется замена сцепления
Сцепление допустимо назвать расходником для автомобиля, ведь оно периодически срабатывается, после чего приходится срочно его менять. Автовладелец не может замедлить процесс износа сцепления, если только не научится включать скорости без его использования. Однако такие действия повлекут проблемы в других узлах двигателя.
Наиболее вероятные неполадки сцепления давно известны автолюбителям. К сожалению, почти все из них исправляются только заменой этого механизма. Замена сцепления без снятия коробки – трудная задача. Кроме того, нужно полностью разобрать непосредственно сам узел.
Сцепление нуждается в замене при следующих признаках:
- Переключение передач сопровождается рывками, щелчками и другими посторонними звуками.
- Когда сцепление «ведет», то есть понижается мощность силового агрегата.
- Не происходит полного включения сцепления, оно как будто пробуксовывает.
- При нажатии на педаль сцепления появляется вибрация.
- Сцепление выключается самопроизвольно.
В этом списке собраны характерные симптомы, явно указывающие на необходимость замены сцепления. И тут важно помнить, что автопроизводители рекомендуют во время работ по смене изношенного механизма устанавливать сразу все новые его комплектующие. К примеру, менять нужно и выжимной подшипник, и другие детали сцепления.
Причина таких рекомендаций в том, что с новым сцеплением старые, поработавшие уже механизмы не смогут полноценно выполнять свои функции. Условно можно провести такую аналогию: только что сделанное вино наливают в старый, гнилой бочонок. Так вот, новые и изношенные комплектующие не сработаются, поэтому в скором времени придется снова разбирать этот узел.
Самая распространенная операция замены сцепления – это монтаж его диска. Причина логична: именно эта деталь ломается в большинстве машин. В диске сцепления возникают такие дефекты:
- повреждения механического характера, вызванные длительной работой или некорректным включением;
- поломка пружины демпферов;
- выработка шлицев ступицы;
- амортизация фрикционных накладок.
При наличии хоть одной неполадки из вышеотмеченных диск сцепления считается непригодным к эксплуатации. А значит, нужно менять его на новый.
У механизма есть определенный ресурс работы, заявленный производителем. Но не стоит дожидаться его окончания, чтобы обратить внимание на узел. Даже если есть безоговорочное доверие к изготовителю, весьма вероятно оказаться в неудобном положении, то есть посреди пути, вдали от СТО остаться с поломанным сцеплением, а значит, без возможности продолжить движение на автомобиле. В результате мало кто из автовладельцев сохранит спокойствие, большинство будет упрекать самого себя, так как заблаговременно не проверили сцепление.
Согласно мнению опытных водителей, необходимо хотя бы раз в 20 тыс. км пробега делать диагностику этого узла, особенно если автомобиль эксплуатируется на российских дорогах, далеких от идеала.
2 рабочих способа диагностики сцепления
Необходимо своевременно проверять сцепление. Для этого нужно измерить толщину его диска.
Данная операция производится при помощи специального измерительного калибра. Машину вывешивают на домкрате и присоединяют калибр к рабочему цилиндру механизма.
В народе широко распространен иной способ диагностики. Но не стоит делать его слишком часто, так как его побочным результатом является износ поверхности диска. Суть заключается в запуске двигателя с включенной 4-й или 5-й передачей, затем нужно нажать на «газ», удерживая педаль сцепления. Если после таких манипуляций двигатель не остановится, значит, ведомый диск сцепления уже значительно изношен.
Инструкция по замене сцепления без снятия коробки на примере ВАЗ-2110
Сейчас подробно разберем способ замены сцепления без снятия коробки и без сливания масла в автомобиле ВАЗ-2110 в условиях гаража.
1. Основные инструменты
Список оснастки, необходимой для работы:
- домкрат;
- подъемник или яма в гараже;
- ключи на 19, 17, как рожковые, так и торцевые;
- труба для усиления или монтировка.
Рекомендуем
2. Пошаговое руководство замены сцепления без снятия коробки
- Ослабьте затяжку колесных болтов левого колеса, поднимите перед машины домкратом и поставьте на ремонтные опоры.
- После снятия колеса открутите два болта, удерживающие нижнюю шаровую опору.
- Отсоедините минусовый провод с аккумулятора.
- Демонтируйте датчик массового расхода, после чего отпустите хомут, удерживающий гофру, и извлеките воздушный фильтр.
- Сейчас пришло время разъединить трос сцепления и вилку. Для этого нужно отвернуть две гайки, удерживающие трос на скобе коробки передач.
- Отверните крепежный болт стартера к КПП, после чего выкрутите первый болт, удерживающий коробку.
- Второй болт крепления коробки, расположенный рядом с первым, открутите при помощи головки на 19 и трубы-усилителя.
- Ослабьте затяжку гайки, показанной на рисунке, и верхнего болта стартера.
- Отсоедините разъем датчика скорости и выкрутите трос спидометра.
- Снимите продольную растяжку вместе с рычагом.
- Пришла очередь нижнего болта крепления стартера. Выкрутите его.
- Открутите третий болт крепежа коробки и гайку, расположенную около правого ШРУСа.
- Разберите крепление реактивной тяги (два болта).
- Ослабьте крепление гайки хомута тяги привода управления КПП, после чего демонтируйте тягу.
- Зафиксируйте двигатель, подставив под него опору, и выкрутите две гайки, удерживающие заднюю подушку. Эти действия нужны для подстраховки, чтобы предотвратить обрыв шлангов вследствие резкого опускания двигателя.
- Осторожно и медленно отсоедините коробку передач от мотора и положите на пол. Она останется висеть на полуосях.
- Советуем также попутно с данными работами поменять выжимной подшипник сцепления.
Оцените степень износа и установите новый диск. При необходимости менять нужно и корзину сцепления. Особое внимание уделите осмотру состояния лепестков.
Для сборки повторите вышеописанные действия в обратной последовательности.
Отзыв автолюбителей о замене сцепления без снятия коробки
«Как бы там ни было, придется снимать две подушки и коробку, а также приводы. Знаю, что ни у кого нет желания снимать КПП. Можно поступить по-другому: обзавестись длинными болтами для крабов и навесить коробку. Но потом может быть затруднительно попасть ей на шлицы сцепления. Я с помощником снимал КПП за 40 минут, столько же тратил времени потом на установку. Менять ли только диск или весь комплект – на этот вопрос лучше ответить после осмотра старого сцепления. Но я рекомендую менять комплект».
Рекомендуем
«Менять нужно весь комплект сцепления целиком, то есть корзину, выжим и диск. В противном случае через короткое время, месяц где-то, придется разбирать все заново для замены оставшегося. Простых путей тут нет, нужно все откручивать, как ни старайся. В некоторых авто меньше, в других больше. Но смысл тот же. Замена сцепления или вилки без снятия коробки – дело трудное.
Коробку можно демонтировать, не снимая привод. Однако придется разобрать часть подвески. Тогда КПП вынимается в сборе с приводами, которые отсоединяются от ступиц.
Если же приводы вынимать из самой коробки, нужно предварительно слить масло. В конце работ залить его обратно либо заменить новым.
Некоторые делают без съема коробки, то есть вкручивают длинные болты, тем самым образуя зазор между коробкой и двигателем. Способ вполне рабочий. Но мое мнение такое, что лучше снять КПП, хоть с приводами, хоть без них, и менять сцепление при хорошем доступе».
«Замена сцепления без снятия коробки займет гораздо больше времени, чем просто ее демонтаж. Ничего страшного в снятии КПП нет, самое сложное – отсоединить приводы. Дело в том, что там встречаются очень тугие стопорные кольца, сложно вынуть гранату. В остальном – простая механическая работа. Открутить и прикрутить обратно».
«Менял сцепление много раз, на снятой коробке, но без оправки. Поэтому просто на глаз оценивал позицию диска. Всегда без проблем одевал КПП. Однажды в арендуемом гараже нашел первичку с классической машины. Теперь работаю с оправкой».
«До настоящего времени удача со мной, демонтировать коробку и менять сцепление нужды не было. Но при необходимости обращусь в профильную СТО».
Как поменять сцепление?
Сцепление — это механизм, с помощью которого вы можете легко переключать передачи во время движения. Он расположен между двигателем и коробкой передач.
Основными элементами, которые присутствуют в одном наборе сцепления, являются:
- фрикционный диск;
- нажимной диск;
- маховик;
- выжимной подшипник;
- пружина сжатия.
В данном обзоре особое внимание обратим на то, как понять, что сцепление нуждается в замене, и как выполнить эту процедуру.
Почему узел повреждается?
Муфта, как и все остальное механическое оборудование, подвергается большим нагрузкам, что означает, что со временем ее элементы изнашиваются и начинают плохо работать или полностью выходят из строя.
Производители установили период времени, в течение которого сцепление должно быть заменено новым. Обычно рекомендуется проводить такую замену через 60–160 тысяч км, но это не означает, что оно не может сломаться раньше срока. То, как долго будет длиться сцепление и его компоненты, зависит от стиля езды и технического обслуживания.
Как сохранить механизм и его элементы от повреждений?
Есть несколько интересных «фишек», которые применяют некоторые водители, чтобы сохранить сцепление. Вот что можно сделать, чтобы продлить жизнь трансмиссии.
Не держите педаль сцепления частично нажатой
У некоторых водителей есть привычка держать педаль частично нажатой во время езды. Нельзя такого делать. Когда вы удерживаете педаль, вы фактически держите сцепление наполовину нажатым, создавая тем самым ненужное напряжение, и его элементы изнашиваются намного быстрее.
Не стойте на светофоре с выжатым сцеплением
Это еще одна распространенная ошибка, которую обычно делают молодые водители, и это может привести к более быстрому износу сцепления. Вместо этого лучше выключить передачу.
Переключать передачи без неоправданной задержки
Вам не нужно держать педаль сцепления дольше, чем нужно для переключения передач, потому что чем дольше вы держите ее, тем больше вы загружаете ее компоненты.
Не переключайте передачи больше, чем необходимо
Если вы хорошо видите дорогу впереди, постарайтесь предвидеть препятствия, из-за которых придется переключить передачу, и сохраняйте постоянную скорость. Меняйте передачи только тогда, когда это действительно необходимо, а не каждые несколько минут.
Как узнать, нужно ли заменить сцепление?
Хитрости, которыми пользуются некоторые автомобилисты, помогут вам сохранить сцепление, но нет способа полностью защитить его от повреждений. Самое правильное и разумное решение — если у вас есть сомнения, что у механизма есть проблемы, посетите сервисный центр и попросите провести диагностику. Чтобы сохранить средства, проверить узел можно самостоятельно.
Основные признаки, указывающие на то, что сцепление нуждается в замене
Если вы заметили, что обороты коленвала повышаются, но скорость не увеличивается должным образом, скорее всего, проблема заключается в проскальзывании дисков сцепления.
Если сцепление «схватывает» поздно (почти в конце хода педали), это также означает, что у вас есть проблема с дисками сцепления.
Если вы при нажатии на педаль слышен горелый запах, это, скорее всего, связано с проскальзыванием дисков. Когда они изнашиваются, они становятся чрезмерно горячими во время работы, и их фрикционные покрытия начинают источать запах, характерный при перегреве металла.
Если вы чувствуете, что расход топлива увеличился и в то же время мощность двигателя уменьшилась — вероятность возникновения проблемы со сцеплением составляет более 50%.
Посторонний шум и дребезжание, когда отпускается педаль сцепления, вероятной проблемой является выжимной подшипник.
Если педаль слишком мягкая, слишком жесткая или тонет как масло — у вас проблема сцепления на 100%.
Как поменять сцепление?
Если был обнаружен какой-либо из этих признаков, вам необходимо заменить сцепление. Иногда автовладельцы задаются вопросом: можно ли частично менять сцепление. Это допускается, но не всегда будет практично. Дело в том, что после того, как вы замените только изношенную деталь, она будет работать вместе со старыми элементами, что значительно сократит срок ее службы.
Учитывая этот фактор, специалисты: если есть проблема со сцеплением, замена его комплекта продлит срок службы трансмиссии, а также сократит количество визитов на СТО.
Тонкости в замене узла
Прежде чем рассмотреть, как менять сцепление, стоит уточнить, что процесс довольно сложный, и если автовладелец плохо знаком с устройством автомобиля, лучше вообще это не делать самостоятельно. Замена сцепления требует очень хороших технических знаний, занимает много времени, и если вы допустите ошибку на этапах демонтажа старого и установки нового сцепления, эта ошибка может дорого стоить.
Чтобы заменить сцепление на новое, вам понадобится домкрат или другое подъемное устройство, набор отверток и гаечных ключей, смазка, новое сцепление, новый маховик, новый трос или новый насос (если в вашем автомобиле используется гидравлическая муфта).
Поднимите машину
Приготовьтесь снять коробку передач. Чтобы добраться до сцепления, вы должны сначала снять коробку передач. Для этого необходимо сначала отсоединить заземляющий кабель (если в автомобиле он фиксируется на коробке), а затем подготовить коробку передач к снятию.
Откручиваем опору двигателя
Снимите болт, удерживающий опору, чтобы добраться до вала трансмиссии и отсоедините его от двигателя.
Отсоединяем коробку
Снимите маховик и внимательно осмотрите его. Если нет признаков износа, очистите его хорошо, но если вы заметите изъян, лучше заменить его на новый. Перед этим обязательно удалите грязь и мусор, которые прилипли к фланцу коленчатого вала.
Устанавливается новое сцепление и надежно фиксируется.
Ставим обратно коробку передач
Для этого вам понадобится помощник, так как повторная сборка это довольно медленный и сложный процесс, и вам понадобится как минимум еще две руки.
Отрегулируйте сцепление и проверьте его работу. Вы можете сделать это, нажав педаль и переключая передачи. Если все хорошо, опустите машину на землю и испытайте ее на дороге.
Как заменить трос сцепления?
Теперь уделим особое внимание замене троса, потому что благодаря ему усилия передаются от нажатия педали на механизм управления сцеплением, и вы можете без проблем переключать передачи. К сожалению, хотя трос и достаточно прочный (его жилы изготовлены из стальной проволоки), он подвергается очень высоким нагрузкам, постепенно изнашивается и может даже сломаться.
Если трос порвется, то начать движение (чтобы хотя бы доехать до магазина) окажется практически невозможным. Проблема заключается в том, что даже если вы нажмете педаль, сцепление не будет работать, а при включении передачи колеса сразу начинают вращаться. В лучшем случае двигатель просто заглохнет, а в худшем — попытки начать движение закончатся поломкой коробки передач.
Симптомы, указывающие на наличие проблем с тросом сцепления — трудности при нажатии на педаль, если вы слышите необычные шумы при нажатии на педаль, и многое другое.
Чтобы заменить трос, вы должны сначала снять его крепление с педали, а затем с коробки передач. В зависимости от модели автомобиля, вам может потребоваться разобрать часть приборной панели, чтобы достать трос и снять его. Установка новой детали производится в обратном порядке и обязательно требует регулировки.
Важно! На некоторых моделях автомобилей трос имеет саморегулирующийся механизм, позволяющий регулировать его натяжение. Если ваша модель автомобиля оснащена данной системой, рекомендуется заменить механизм вместе с тросом.
В заключение…
Сцепление является чрезвычайно важным механизмом для плавного переключения передач, и его хорошее состояние определяет, насколько эффективно будет работать ваш автомобиль. При первых признаках того, что сцепление не работает должным образом, примите меры и замените изношенные детали или весь комплект сцепления.
Если вы не совсем уверены, что можете выполнить замену самостоятельно, лучшим решением будет воспользоваться услугами механикам вашего сервиса.
Замена сцепления, в отличие от некоторых других видов более легкого ремонта автомобиля довольно сложна, требует очень хороших знаний и опыта. Доверяя специалистам, вы избавите себя от ошибок, из-за которых элемент будет установлен неправильно.
Сервисный центр имеет необходимое оборудование, очень хорошо знает процесс замены сцепления и выполнит работу с необходимыми регулировками.
Вопросы и ответы:
Сколько по времени менять сцепление? Это трудоемкая процедура. Потраченное время зависит от сложности конструкции трансмиссии авто и от опыта мастера. Опытному мастеру для этого нужно 3-5 часов.
Как часто нужно менять сцепление? Это зависит от стиля вождения и дорожных условий (как часто нужно нагружать сцепление). Сцепление нужно заменить, если машина резко стартует даже при плавном отпускании педали.
Источник https://www.tts.ru/blog/transmissiya/kak-pomenyat-stseplenie-periodichnost-i-poryadok-zameny/
Источник https://rad-star.ru/pressroom/articles/zamena-stsepleniya-bez-snyatiya-korobri/
Источник https://avtotachki.com/kak-pomenyat-sczeplenie/