Номер двигателя: зачем нужен и проверяют ли его при постановке на учет?
При покупке машины начинающий водитель сталкивается с большим количеством новых понятий. Одно из них — номер двигателя. Разбираемся, что такое номер двигателя, зачем он нужен, когда его проверяют и чем он отличается от VIN-кода.
Для чего нужен номер двигателя
Номер двигателя — это специальный буквенно-цифровой или просто цифровой код, который производитель наносит на ДВС (двигатель внутреннего сгорания). В этот код закладывают информацию о комплектации машины. Так что номер пригодится при ремонте автомобиля: по нему можно будет подобрать подходящие запчасти.
Вторая причина, почему может пригодиться номер двигателя — возможность отслеживания. Иногда угонщики продают краденые машины на разбор. Разные детали и агрегаты снимают, продают и устанавливают на другие авто. В таких случаях по номеру двигателя можно определить, откуда взялся мотор и законно ли он установлен на автомобиль.
Где находится номер на двигателе
Каждый автопроизводитель размещает номер двигателя там, где считает нужным. Одного принятого места для номера нет. Так что если вам нужно найти номер, посмотрите инструкцию к автомобилю. Если инструкция утеряна, то проверьте информацию в интернете.
Тем не менее у большинства автомобилей номер двигателя расположен под капотом, на специальной площадке под щупом для проверки уровня масла. Начните поиск с этого места.
Как и зачем проверять номер
В 2023 году инспектор ГИБДД не обязан проверять номер двигателя при постановке автомобиля на учет. Но он может это сделать по желанию.
Но обычно сотрудники ГИБДД проверяют номер двигателя, когда проводят сверку при постановке автомобиля на учет. Если номер не совпадает с тем, что указан в ПТС, то в регистрации отказывают. Так что при покупке автомобиля проверьте реальный номер ДВС с тем, что указан в документах.
Вот случаи, когда что-то может пойти не так с номером двигателя.
Табличка с номером повреждена. Такое часто случается на автомобилях, которые ездят по бездорожью. Под воздействием воды и грязи табличка с номером быстро покрывается ржавчиной и приходит в негодность. Если номер невозможно прочитать, то инспектор не будет разбираться, намеренно он поврежден или нет, а отправит машину на экспертизу. Эксперт при помощи химических реагентов проверяет табличку, сверяет номер с документами и делает вывод о том, как был поврежден номер. Даже если вы добросовестный покупатель и меняли номер двигателя, вывод эксперта может быть не в вашу пользу.
Номер намеренно перебит. Чаще всего так мошенники пытаются скрыть установку украденного мотора. Перебитый номер будет обнаружен на экспертизе, так как механическое воздействие проще всего идентифицировать.
Номер на табличке и в документах различаются из-за смены двигателя. Это нормальная ситуация, но чтобы убедить сотрудников ГИБДД, что вы не нарушили закон, нужно предъявить документы на установленный двигатель.
У автомобиля отсутствует номер двигателя, а в документах поле заполнено. Так бывает из-за невнимательности сотрудников ГИБДД. Есть шанс, что повезет, и при постановке машины на учет сотрудники закроют глаза на это расхождение. Но надеяться на это не стоит.
Что делать, если номер двигателя поврежден
Если вы осматриваете машину перед покупкой и обнаруживаете один из перечисленных случаев, то действовать лучше так:
Если номер не читается из-за ржавчины или видны механические следы воздействия, лучше отказаться от покупки.
Если двигатель был заменен и у продавца есть все подтверждающие документы, то такую машину можно купить. Главное, получить и сохранить все документы о замене двигателя.
Если на двигателе нет номера, но он есть в документах, попробуйте договориться с продавцом на совместный визит в ГИБДД и передачу денег за машину после успешной регистрации на ваше имя.
Номер двигателя сгнил, заржавел или испортился – поставят ли на учёт ГИБДД?
С годами даже на новом автомобиле образуется коррозия. Она часто съедает внутренние узлы и агрегаты ТС – в том числе мотор. Из-за этого вместо хорошо читаемых цифр и букв двигателя можно обнаружить сгнившую, стёршуюся или заржавевшую поверхность. Такая проблема встречается на моторах Лады Гранты и Рено Логана. Нечитаемый номер ДВС сильно осложняет задачу по постановке автомобиля на учёт в МРЭО. Но не спешите расстраиваться! Если идентификатор мотора испортился из-за естественных процессов, а не ручной перебивки – у вас есть хорошие шансы зарегистрировать транспортное средство в ГАИ. Правда, для этого придётся пройти экспертизу и получить ответ из ОВД. Сразу скажем, процедура не из быстрых. Но зато после этого вы сможете поставить ТС на учёт в ГИБДД и привести в порядок все документы.
Не читается номер двигателя – смогу ли я поставить машину на учёт?
Ответ на этот вопрос зависит от характера нечитаемого номера. Но во всех случаях, когда его съела коррозия или он пришёл в негодность без механического вмешательства со стороны людей – зарегистрировать авто в МРЭО ГИБДД вы сможете. Но есть нюансы, о которых нужно знать.
В 2023 году для постановки машины на учёт нужно обратиться в любое регистрационное подразделение ГИБДД, предоставить транспортное средство на осмотр, оплатить госпошлины и обновить документы. При этом в ГАИ вам могут отказать в регистрационных действиях – и одним из оснований для отказа будет как раз нечитаемость номера двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
1. Запрещается совершение регистрационных действий:
1) в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства;
Но относится ли двигатель к основным компонентам автомобиля? Ответ на этот вопрос мы можем увидеть в п. 3 статьи 4 того же ФЗ. Но там указано, что идентификация транспортного средства проводится по трём основным его компонентам:
Как видно, ни о каком двигателе речи не идёт. Следовательно, его не относят к основным компонентам автомобиля. По сути мотор является запчастью. Впрочем, ни в одном нормативно-правовом акте 2023 года об этом прямо не сказано. Это порождает путаницу и непонимание.
Тем не менее, на практике при осмотре машины на площадке МРЭО инспекторы почти всегда смотрят на выбитый номер мотора. Вернее, сверяют цифры с блока двигателя с той информацией, которая указана в ПТС машины. И если номер вашего мотора подвергся коррозии, сгнил, стёрся, побелел и прочитать цифры невозможно – сотрудник МРЭО не сможет его идентифицировать. В таких случаях вас направят на криминалистическую экспертизу. И уже там эксперт точно скажет, каким образом стёрся идентификатор двигателя – естественным путём или с помощью вмешательства человека. От заключения эксперта зависит, удастся ли вам поставить машину на учёт в ГИБДД или нет, и далее мы расскажем почему.
Но разве недостаточно VIN-номера?
Да, инспектор МРЭО всегда сверяет VIN-номер, поскольку это основной идентификатор транспортного средства и по правилам он требует обязательной проверки (п. 19 Правил госрегистрации по ППРФ № 1764). Но вместе с тем сверяется и номер двигателя. И тому есть две причины:
- Во-первых, инспектор сопоставляет серию и № модели двигателя с той информацией, которая указана в бумажном ПТС. Если в автомобиле стоит мотор другого типа, то это изменение конструкции – и такую замену нужно регистрировать. И если у вас нет подтверждающих документов изменения конструкции, то после осмотра вам законно откажут в постановке на учёт.
- Во-вторых, иногда серию и номер двигателя пробивают по базам ГИБДД на предмет нахождения в розыске. Несмотря на то, что в угоне числятся автомобили в целом, а идентификаторы ДВС по базам проходят редко – тем не менее, мотор тоже могут проверить.
Таким образом, если номер двигателя вашей машины сгнил или затёрся, не стоит надеяться, что инспектору будет достаточно сверить VIN, и написать в листе осмотра, что всё в порядке. Практически во всех случаях требуют предоставить читаемые цифры с блока мотора. Но если двигатель у вас не смотрели, а он у вас стёрся – считайте, что вам повезло, и вам не придётся кататься по экспертизам.
А если на моём двигателе не предусмотрен номер?
Тогда всё просто. Ответ на этот вопрос содержится в пункте 3 ст. 20 ФЗ О госрегистрации:
Отсутствие маркировки транспортного средства или маркировки основного компонента транспортного средства в случае, если она не предусмотрена изготовителем, не является препятствием для совершения регистрационных действий.
Если в графе ПТС «Модель и № двигателя» написано что-то вроде «б/н», то и инспектор на площадке ГАИ не станет вглядываться в идентификатор мотора. Но при этом он посмотрит соответствует ли установленный агрегат модели вашей машины. И если он обнаружит, что вы поставили, к примеру, двигатель от Логана на Альмеру, но не внесли изменения в конструкцию ТС – то это уже недопустимо, и в регистрационных действиях вам законно откажут.
Как поставить на учёт машину со сгнившим или стёртым номером двигателя?
Особенность процедуры в том, что вас с большой долей вероятности направят на криминалистическую экспертизу. Но не стоит её бояться! Экспертиза установит следы уничтожения идентификатора ДВС – из-за коррозии или вмешательства человека. Это напрямую зависит на дальнейший учёт в ГИБДД.
Порядок регистрации ТС в случае с нечитаемым номером двигателя:
- Записываетесь на регистрацию в МРЭО и приезжаете туда к назначенному времени, далее вас направляют на площадку осмотра.
- Если выбитый номер двигателя сгнил, покрылся коррозией и его невозможно прочитать – инспектор не поставит отметку в листе об успешно пройденном осмотре машины. Вместо этого вас направят на экспертизу – обычно ГИБДД сотрудничают с такими конторами и вам дадут их телефон.
- Далее в назначенный день вы приезжаете на экспертизу, где специалист осмотрит вашу машину под капотом и попытается прочитать серию и № двигателя. Если ему это удастся, то он сам пробьёт номер по базе угона. Одновременно с этим эксперт ищет следы спиливания номера двигателя – то есть намеренного уничтожение выбитых цифр. Их не должно быть! А если такие следы обнаружат – то у вас будут проблемы с полицией. Если всё в порядке, специалист делает фото машины, поверхности на блоке мотора, и выдаёт заключение с подписью и печатью.
- Затем нужно будет с результатами экспертизы посетить кабинет инспектора по розыску МРЭО и написать объяснительную о том, как и у кого вы приобрели авто с нечитаемым номером ДВС. Оттуда заявление перешлют в местное ОВД участковому.
- На основе экспертного заключения и документов участковый (или дознаватель) оформляет отказ в возбуждении уголовного дела – в нём пишется, что состав преступления по ст. 326 УК РФ отсутствует, а номер уничтожен естественным путём – сгнил, заржавел, стёрся и т.д.
- После этого из полиции пересылают документы обратно в ГАИ.
- Как только бумаги из ОВД придут в МРЭО, вас вновь пригласят в регистрационное подразделение. Записываетесь на сверку номеров и регистрацию ТС, показываете на осмотре заключение эксперта и определение об отказе в возбуждении уголовного дела, а инспектор помечает, что осмотр вами успешно пройден.
- Далее останется оплатить госпошлины, внести изменения в ПТС, получить новый СТС, а при необходимости и новые регистрационные знаки на машину. К слову, если цифры мотора не удалось считать полностью, то в ПТС и СоРТС вам так и напишут – «номер двигателя отсутствует», но на регистрацию это не повлияет.
- На этом постановку на учёт можно считать успешно завершённой.
Это стандартная инструкция по регистрации ТС с нечитаемыми номерами мотора. Возможно, в вашем случае некоторые этапы могут отличаться. К примеру, до экспертизы придётся написать объяснительную у инспектора по розыску МРЭО. Главное же в решении нашей проблемы – это прохождение экспертизы, в ходе которой должны установить естественные причины сгнившего или поржавевшего номера мотора. И уже на основе заключения эксперта вы сможете поставить ТС на учёт в ГИБДД.
Сколько это стоит?
Стоимость процедуры зависит от населённого пункта, конкретного эксперта и других факторов. Но бесплатной её не назовёшь.
Расходы следующие:
- экспертиза у криминалиста обычно стоит от 3 000 до 10 000 рублей, в зависимости от региона и расценок специалиста, но в ряде случаев по направлению из ГИБДД её могут провести бесплатно,
- внесение изменений в ПТС – 350 рублей,
- новый СТС – 500 рублей,
- новые номера на машину, если ваша прописка (регистрация) не совпадает с кодом региона номеров – 2 000 рублей.
Гораздо выгоднее оплачивать госпошлины за регистрационные действия через Госуслуги. При внесении платежа через портал действует 30% скидка. В итоге за внесение изменений в ПТС и СТС вы заплатите 595 рублей, а новые госномера обойдутся в 1 400 рублей.
Эксперты не смогли прочитать номер – что тогда?
Иногда считать номер двигателя не в силах даже эксперт-криминалист.
К сожалению, это наихудший и финансово затратный для вас вариант для владельца автомобиля. Если эксперт не сможет установить серию и номер мотора, то и в МРЭО откажут вам в регистрации на основании пп. 1 п. 1 ст. 20 ФЗ О Госрегистрации ТС.
Смогу ли я заменить двигатель на новый?
Да, можете. Замена двигателя в такой ситуации – единственный вариант поставить ТС на учёт.
Будет оптимально, если вы замените двигатель с нечитаемой маркировкой на модель той же мощности и с теми же характеристиками. К примеру, от одной Лада Гранта на другую. По закону 2023 года это не является внесением изменений в конструкцию ТС (п. 77 Техрегламента «О Безопасности колёсных ТС»). После такой замены вам останется показать авто на смотровой площадке МРЭО, после чего вам должны вписать номер нового агрегата в действующий ПТС машины.
А вернуть автомобиль со сгнившим номером ДВС обратно продавцу?
Зависит от ситуации.
Вообще, настоятельно рекомендуем внимательно изучать техническое состояние авто под капотом перед покупкой. В частности, смотреть, читаются ли VIN-номер и обозначения на агрегате внутреннего сгорания. Если вы заметили следы спиливания идентификатора ДВС – это повод насторожиться. Возможно, на покупаемой вами машине ворованный движок! При любых сомнениях лучше отказаться от сделки и поискать другие варианты.
Но даже если вы уже рассчитались за купленный автомобиль, а в МРЭО обнаружили, что номер двигателя уничтожен или сгнивший – шанс на расторжение договора купли-продажи (ДКП) высокие. Особенно если вы поехали ставить машину на учёт через несколько дней после заключения сделки.
Что можно предложить продавцу:
- возместить вам расходы на экспертизу, эвакуатор и прочие услуги, которые вы понесёте в ходе регистрации ТС с нечитаемым номером двигателя,
- оплатить установку нового мотора взамен текущего (если эксперт не сможет считать номер),
- расторгнуть ДКП машины и аннулировать сделку – в таком случае вы возвращаете продавцу проблемное авто, а он вам деньги за ТС.
Но обратите внимание на важную тонкость! Согласно пункту 2 ст. 452 ГК РФ, сперва подаётся досудебная претензия, где вы предлагаете продавцу пути решения сложившейся проблемы – то если либо возместить вам расходы, либо расторгнуть ДКП автомобиля. Если продавец не ответит в течение 10-15 дней, или ответит отказом, можно обращаться в суд. Учтите, что без досудебного этапа суд просто не примет ваше исковое заявление.
Двигатель – это номерной агрегат или нет? Это запчасть и когда нужен номер мотора?
У любого автомобильного мотора в 2023 году есть номер, который выбит на его корпусе. Значит ли это, что двигатель на сегодняшний день является номерным агрегатом? Или же это запчасть, не требующая никаких регистрационных действий при замене, утилизации или обновлении? Данный вопрос достаточно прост для ответа с изменениями в законодательстве от 10 июля 2017 года и 7 октября 2018. Но нужно понимать, в каких целях он возникает.
Что изменилось в вопросе номерных агрегатов в законе?
Нового появилось довольно мало, но всё это очень существенно влияет на то, является ли на сегодняшний день двигатель номерным агрегатом. Законодатели как будто хотят нас ещё больше запутать, а, возможно, сами путаются, и последнее нам кажется наиболее вероятным, потому что в действующих на 2023 год нормативных актах есть ряд противоречий.
Итак, до сегодняшнего дня в вопросе номера мотора произошло 2 важных изменения:
- 10 июля 2017 года с введением новой редакции Приказа №1001 о порядке регистрации ТС, в пункте 3 двигатель указали, что регистрационные данные не производятся, если есть несоответствие номеров номерных агрегатов представленным в документах; при этом, мотор был перечислен в списке таковых;
- 7 октября 2018 года вышеуказанный документ утратил силу и был заменён новым – Приказом №399, где появился новый пункт, где двигатель уже не был перечислен в перечне номерных агрегатов.
Является ли мотор номерным агрегатом по закону 2023 года?
Нет. И это становится понятно просто из текста нового Приказа №399. К сожалению, нигде в нормативно-правовых актах Вы не найдёте прямого утверждения, что мол двигатель не является номерным агрегатом. Но в вышеуказанном документе в числе последних значатся только 3 компонента автомобиля:
Опустим логичность называть указанные части транспортного средства агрегатами по смыслу. Однако, везде по тексту Вы увидите только эти 3 части, относящиеся к номерным агрегатам авто.
Ещё понятнее станет тот факт, что сам термин “номерной агрегат” пришёл к нам из утратившего силу другого правового акта. Таковыми фактически считались узлы автомобиля, имеющие идентификационный номер транспортного средства и подлежащие регистрации при замене и, главное, получению документа о высвободившемся агрегате при утилизации машины и желании сохранить этот агрегат для последующего использования на другом автомобиле. Документа, как и всей процедуры высвобождения номерного агрегата, больше нет.
Ещё одна важная тонкость. В Техническом регламенте Таможенного союза о безопасности колёсных ТС прямо прописано, как и куда наносятся номера, но упоминания двигателя там нет.
Таким образом, двигатель по состоянию на 2023 год не является номерным агрегатом, потому как не перечислен в числе таковых ни в Приказе №399, ни в Техрегламенте, ни где бы то ни было ещё.
Важное замечание!
Двигатель – это запчасть?
Очевидно, да. По смыслу. А вот по закону он вовсе не имеет определения запчасти, равно как определения этого термина вообще нет ни в одном нормативном акте российского законодательства.
Дело в том, что даже если бы мотор считался формально номерным агрегатом, ничто не мешает ему быть одновременно и запчастью. Наличие номера не играет в этом никакой роли, потому что номера есть на любых запчастях – даже на самых небольших подшипниках в составе автомобиля.
Что делать при замене мотора?
Очевидно, всё вышеописанное имеет значение в контексте лишь замены двигателя. И здесь у нас для Вас хорошие новости. Начиная с 7 октября 2018 года законодатели прямо прописали 2 важных тонкости в Приказе №399:
- абзац 2 пункта 17 говорит о том, сотрудники ГИБДД не имеют права требовать документы на двигатель, если он заменён на аналогичный по типу и модели,
- пункты 14-17 предписывают, что номер двигателя не относится к регистрационным данным транспортного средства, и это значит, что, как раньше, теперь не требуется вносить изменения в ПТС при замене, инспекторам достаточно лишь при осуществлении регистрационных действий внести в базу данных информацию с новым номером, равно как не нужно ставить на учёт/перерегистрировать автомобиль с менянным мотором.
А вот если Вы меняете двигатель на более мощный или с другими техническими характеристиками или другой модели, то здесь Вас ждут плохие новости. В этом случае придётся формально вносить изменения в конструкцию авто, особенно, если новый мотор не проходил испытания в составе с Вашим транспортным средством – это можно читать как “не устанавливался заводом-изготовителем” на Ваш автомобиль. Процедур внесения изменений в конструкцию достаточно многошаговая и недешёвая.
У нас есть отдельная статья о порядке регистрации замены двигателя с обновлённой информацией, согласно действующему на 2023 год законодательству.
Источник https://cars.avtocod.ru/blog/nomer-dvigatela-zachem-nuzhen-i-proverajut-li-jego-pri-postanovke-na-uchet-316.html
Источник https://autotonkosti.ru/q/nomer-dvigatelya-sgnil-zarzhavel-ili-isportilsya-postavyat-li-na
Источник https://tonkostipdd.ru/registratsiya-i-uchyot-v-gibdd/dvigatel-eto-nomernoy-agregat-ili-net-eto-zapchast-i-kogda-nuzhen/