Правильная посадка за рулем
Реакция на дорожную обстановку, усталость за рулем и даже сама жизнь – все это зависит от посадки водителя в кресле. И хотя удобно устроиться за рулем автовладельцу не получится, о минимальном комфорте все же стоит позаботиться. Мы говорим о комфортной посадке, потому что отдыхать, удобно расположившись в салоне ТС, разрешено только пассажирам, они не несут ответственность за безопасность экипажа. Итак, о комфортной и правильной посадке расскажем в нашей статье.
На что влияет правильная посадка за рулем?
Игнорируя правила безопасности, водители подвергают большому риску не только свою жизнь, но жизнь пассажиров и других участников дорожного потока. Что происходит во время дорожно-транспортного происшествия? При резком толчке тело водителя подается вперед, руки упираются в колесо руля, а ноги — в педали. Если он сидит неправильно, то конечности выпрямляются полностью, ударяясь о «дно» машины. В результате возможны травмы голеностопа, коленей и т.д. Если же посадка «как надо», то есть ноги и руки водителя немного согнуты, то вероятность повреждения меньше.
Когда автовладелец находится в правильном положении за рулем, он может оперативно среагировать на дорожную ситуацию, дольше, без усталости в шее и спине, управлять автомобилем. Поэтому перед тем, как отправится в поездку, важно отрегулировать: сиденье и подголовник, руль, зеркала.
Правильная посадка влияет на состояние усталости водителя
С медицинской точки зрения
«Водительская» поза, как и сидячая в целом, является не самой полезной для здоровья человека. Но управлять автомобилем стоя мы не можем, поэтому приходятся адаптироваться так, чтобы максимально избежать вреда позвоночнику, шее и другим частям тела. В этом вопросе очень важна правильная посадка. Это обеспечит:
- долгую работоспособность за рулем;
- быструю реакцию на внештатные ситуации вокруг;
- хорошее кровообращение, спина и шея не отекают.
Настройка водительского кресла
Первое, что нужно учесть при регулировке сиденья, — индивидуальные особенности водителя: то, какой у него рост, телосложение, сколько он весит. Более подробно расскажем в конце статьи, а пока об основных рекомендациях.
Как отрегулировать место водителя:
- спинка сиденья наклонена под углом 75-90 градусов – цифры могут варьироваться от того, сколько часов человек проводит за рулем
- подголовник настроен параллельно затылку.
Водитель садится на свое место так, чтобы между спиной и спинкой кресла не было зазоров, до края сиденья оставалось минимум 3 см запаса хода, а стопы спокойно (без натяжения) располагались на педалях.
Какие ошибки могут быть
Первое: Чрезмерный наклон спинки кресла.
Если взять в пример, гоночные болиды, где пилоты практически лежат в креслах за счет того, что спинка сидений расположена вертикально. Такая конструкция позволяет не только лучше контролировать руль, но и меньше уставать. Почему происходит так, научного объяснения нет, но профессионалы автоспорта доказали все на практике.
В посадке пилота важно, чтобы лопатки хорошо прилегали к сиденью и не отрывались, даже если амплитуда движения плеч максимальна. Чтобы обеспечить полный контакт спины и кресла, его конструируют со специальными изгибами. Проводя параллель с болидом и обычным ТС, можно сделать вывод:
Если спинка кресла чрезмерно отклонена, в момент выполнения маневра (отрыва лопаток) водитель просто повиснет на руле. Получается, что контролировать автомобиль он уже не сможет.
Регулировка водительского сиденья
Второе: подголовник находится очень низко.
Подголовник, как элемент сиденья, выполняет функцию защиты, а потом уже комфорта. При настройке не стоит забывать об этом факте. Например, подголовник в моделях Volvo установлен без возможности настройки. А эти машины не просто так считаются одними из самых безопасных.
Что будет, если неправильно отрегулировать подголовник? В момент столкновения произойдет резкое «хлыстовое» движение головы, из-за чего шейные позвонки могут получить сильное повреждение.
Если затылочная часть во время удара была защищена подголовником, то функция защиты этого элемента сработает как нужно.
Стоит также сказать об автомобилях с сиденьями, где предусмотрена горизонтальная настройка подголовника. Параметры будут такими: от затылка подголовник должен располагаться не далее, чем на три-четыре сантиметра.
Руль и переключатели скоростей
При поездках на дальние расстояния шоферы, чтобы дольше не уставать и лучше контролировать ТС, рекомендуют держать руки на руле в положении 10/ 2 часа. Считается, что таким хватом получается передать на руль больше усилий. Давайте разберем, почему этого делать не стоит. Во-первых, современные машины оснащены ГУР. Во-вторых, здесь уже речь идет о безопасности.
Какие ошибки могут быть
Первая. положение рук на руле 10/2
Когда водитель использует такое положение рук, сила, воздействующая на руль, распределяется неправильно. В этот момент создается ощущение полного контроля над техникой, но это только ощущение. То же самое выходит, когда шофер держит левую руку на колесе руля, правую — на ручке КПП. Такая привычка опасна, так как в случае риска ДТП быстро сманеврировать не удастся.
Важно обеспечить симметричный хват руля и привыкнуть удерживать его даже в экстренных ситуациях. Если приходится перехватывать колесо руля, то это должно происходить последовательно.
Стоит также сказать о ТС, руль которых предусматривает вертикальную и горизонтальную надстройки. Это очень удобно и безопасно, если оба параметра отрегулированы правильно. Однако чаще всего автовладельцы придвигают колесо руля слишком близко к телу, полагая, что это позволит контролировать поведение ТС. Эта манипуляция опасна тем, что в момент столкновения из рулевого колеса выстрелит подушка безопасности, что вероятнее всего приведет к травме грудной клетки. Поэтому рекомендуемый наклон руля до груди — 35-40 сантиметров.
Ремень безопасности
Что уж скрывать, пристегиваться наши соотечественники не очень любят. Сколько не пытались приучить пользоваться ремнем безопасности социальные лозунги и штрафы ГИБДД, многие водители все равно пренебрегают этим правилом. А вместе с тем, если не пристегиваться, ни правильная посадка водителя, ни настройка кресла не дадут эффекта.
Перед поездкой нужно пристегнуть ремень безопасности
Чтобы ремень безопасности выполнял свою функцию корректно, его нужно настроить так, чтобы он:
- не душил водителя, то есть контакта ремня с горлом быть не должно;
- шел по диагонали: от плеча до бедра вдоль грудной клетки;
- плотно, но не жестко, фиксировал тело, а зажим фиксатора был всегда тугой.
Какие ошибки могут быть
Первая: ремень плохо натянут
Настроив сиденье и руль, многие автолюбители отправляются в дорогу не пристегиваясь или ослабляют натяжение ремня настолько, что он висит на водителе. Еще один вариант халатного отношения к безопасности – когда ремнем пристегивают кресло, т.е. пропускают его за собой, тем самым обманывают датчик ремня.
Расположение ног на педалях
Особенно актуален этот вопрос для любителей МКПП. Чтобы сократить время реакции и предотвратить усталость ног, стоит следовать следующим правилам:
- Нога обязательно должна оставаться на педали.
- Правая нога может находится между педалями. Чтобы выжать газ или тормоз, нужно переносить ногу, не отрывая пятки от пола.
- Точка опоры всегда находится в середине стопы.
Какие ошибки могут быть
Первая: Прямо вытянутые ноги
Если произойдет резкий удар, из-за такого положения ноги могут получить травму. Поэтому они всегда должны быть немного согнуты, даже если водитель до отказа жмет на педаль.
Также считается травмоопасной позиция, когда, нажимая на педаль, шофер отрывается от сидушки кресла. При этом все усилие передается на тазобедренную часть, вместо того, чтобы рассеяться вдоль ноги, как бы это было в положении со слегка согнутыми ногами.
Настройка боковых зеркал и зеркала заднего вида
Итак, водитель принял комфортную и правильное позу в кресле, проверил доступность к рулю, педалям, КПП, теперь нужно настроить обзор. При движении это позволит не крутить головой на 360 и не потерять внимание.
Зеркала настроены правильно, если:
- в наружных зеркалах видны небо и дорога (горизонт посередине);
- в боковых зеркалах просматривается ручка задней двери;
- в зеркале заднего вида отображается заднее стекло авто.
Как настроить боковые зеркала
Для водителей нестандартной комплекции
Для начала стоит пояснить, что считается нестандартной комплектацией. Это когда водитель ниже/выше 165-175 см роста, больше 90 кг, или другими особенностями (рассмотрим ниже). Чтобы управление автомобилем было более комфортным и безопасным стоит о дополнительных мерах:
- У кого слабые руки, можно поменять руль размером больше обычного. При этом хват руля широкий обеими руками, в верхней части обода.
- У кого длинные руки: спинку кресла нужно отклонить больше, чем на 75-90 градусов. Ягодицы должны находиться краю кресла. Есть только одно неудобство – шея будет быстро уставать.
- У кого короткие руки: ноги должны быть полусогнуты, тело в вертикальном положении. Также можно изогнуть ручку КПП, чтобы не наклоняться к ней.
- У кого длинные ноги, нужно принять позу, где ноги и тело образовывают почти прямой угол.
Проверка правильной посадки и ее изменение в зависимости от условий
Осуществив необходимые настройки места, водителю нужно проверить и свою позу. Все хорошо, если основной вес тела приходится на подушку и спинку кресла. Как это проверить? Если получается приподнять руки и ноги вместе – все сделано верно!
Поза водителя за рулем: справа — правильно, слева — неправильно
Совет. В дороге случаются разные опасные ситуации, реакция, как и нагрузка на мышцы, соответственно тоже всегда разная. Поэтому можно немного отклоняться от стандартов положения за рулем.
Настройки будут отличаться, если вы едете, к примеру, по бездорожью: нужно немного развести локти и приподнять вверх – так мышцы торса будут оптимально напряжены, управлять авто будет легче.
Если вы передвигаетесь по городской местности: нужно чуть больше согнуть локти. Чтобы ноги быстро не уставали, важно, после нажатия на педаль, сразу опускать их. Это правило касается и рук: переключили передачу – вернули руку на руль.
Сколько нужно времени, чтобы привыкнуть к правильной посадке?
На усвоение новой привычки человеку требуется 3 недели. Стоит сказать, что это усредненные цифры: кому-то на адаптацию к новому потребуется 15 дней, кому-то все 30. Во всяком случае, чем раньше вы начнете практику, тем лучше. С каждым днем вы будете меньше уставать за руль, проезжать большие расстояния и четче реагировать на внештатные ситуации в дороге.
Заключение
В завершении повторим основные правила правильной посадки. Итак, чтобы не терять реакцию на возникающие обстоятельства, не подвергать опасности свою жизнь и долго не уставать за рулем, нужно:
Порядок посадки в автомобиль: правила и действия
Правильная посадка в автомобиль определяет шанс не попасть ДТП. Автоинструкторы говорят, что перед тем, как садиться за руль машины, необходимо убедиться в том, что она исправна. Надо тщательно осмотреть ТС, проверить количество масла, тормозной и охлаждающей жидкости, а также давление в шинах. После того, как человек убедился в том, что все нормально, он садится. Какие его дальнейшие действия перед тем, как начать ехать?
Конечно, правильно сесть. Но важна также и правильная в автомобиль, стоящий у тротуара. И действительно, многие люди спрашивают, как следует обходить автомобиль при посадке? Правильный ответ – спереди. А при высадке – наоборот, сзади.
Если вам нужно пройти обучение на категорию Б или любую другую, приходите в нашу автошколу.
Чем опасна неправильная посадка?
После того, как мы разобрались, как обойти автомобиль при посадке и высадке, теперь надо разобраться, зачем нужна правильная посадка. А без нее реально увеличить вероятность аварии. От этого зависит, насколько естественными будут движения. Также правильная посадка влияет на легкость поворотов. Типичные ошибочные действия при посадке в автомобиль следующие:
- Расслабленная поза. На первый взгляд, все хорошо. Но на деле слишком расслабленным за рулем быть нельзя. Концентрация будет не той, точность движения хуже, а также руки быстрее устают. Также автомобиль будет плохо проходить повороты.
- Держать руль одной рукой. В этом случае для поворота автомобиля нужно выполнить движение с в два раза большей амплитудой, что приводит к более медленным поворотам. В городских условиях это опасно, поскольку если на дорогу выбежит пешеход, водитель может не успеть его объехать.
- Слишком близко сидеть к рулю. В этом случае приходится совершать слишком много суетливых движений, которые при этом оказываются недоделанными. Если водитель слишком близко находится к рулю, руль будет тяжело поворачивать. Поскольку локти впиваются в бока, то приходится либо сбрасывать скорость на поворотах или убирать одну руку. Это приводит к тому, что машина рискует вылететь из трассы, если водитель переборщит с тягой.
Но эти причины – не единственные, почему нужно правильно сидеть за рулем. Дело в том, что все факторы ДТП значительно увеличивают вероятность аварии, если их суммировать. Например, не получится увернуться от лихача, который решил проехать рядом на скорости 100 км в час. Поэтому надо более подробно рассмотреть порядок посадки в автомобиль. Правильная посадка за рулем автомобиля с АКПП такая же самая, как и с механической коробкой передач.
Подбор положения сиденья
Перед посадкой в автомобиль нужно отрегулировать сиденье таким образом, чтобы ноги доставали до педалей, а руки – до всех кнопок и рычагов управления. При этом спина должна плотно прилегать к сиденью, а ноги выдвинуты немного вперед. Важно убедиться, что колени не касаются руля.
Соответственно, под эти требования необходимо подбирать положение сиденья.
Также важно подголовник привести в надлежащее положение. То есть, он должен находиться на уровне верхней части уха. Это важно, поскольку в случае ДТП уменьшается вероятность травмы. В целом, сиденье должно быть подобрано таким образом, чтобы водителю было удобно.
Регулировка руля и положение рук
Руки должны быть согнуты в локтях, но только слегка. Большими пальцами нужно плотно охватит руль. Обе руки должны держать руль. Если внезапно появляется необходимость поворота, то руки могут легко перехватить его. Специалисты по вождению советуют класть руки на среднюю линию, которая делит руль на две части. Но при этом не надо сжимать обод. Дело в том, что если слишком сильно захватить руль, руки будут уставать значительно быстрее, что уменьшает способность ловко маневрировать.
Ремень безопасности
Ремень безопасности – наиболее непопулярная вещь в автомобиле, но про нее забывать смертельно опасно. Нужно заблаговременно его пристегнуть и отрегулировать. Требования следующие: нужно, чтобы он не слишком стеснял движения водителя, но при этом не был слишком свободным.
О том, что ремень отрегулирован нормально, мы можем судить по тому, что получится между грудью и ремнем легко провести ладонь.
Ремень безопасности многократно уменьшает вероятность ДТП со смертельным исходом. Единственное, что может быть – это раны в месте, где он проходит. Но это не ставится ни в какое сравнение со смертью.
Настройка зеркал
Настройка зеркал – важная составляющая процесса езды, поскольку они позволяют ориентироваться на дороге. Зеркала заднего вида должны быть отрегулированы таким образом, чтобы у водителя была возможность видеть пространство слева и сзади и при этом держа голову ровно.
Также в середине внутреннего зеркала должна отражаться середина заднего стекла. Не допускаются ситуации, когда зеркала перекашиваются. Они должны висеть строго горизонтально. В наружном, как правило, видно дорогу сзади автомобиля, что поможет оценить дистанцию между автомобилем водителя и машиной человека, который обгоняет его.
Также вместе с обычными зеркалами нередко устанавливаются панорамные. С одной стороны, это хорошо, поскольку позволяют более широко посмотреть на дорогу. Таким образом, можно заметить больше машин.
С другой стороны, панорамные зеркала нарушают дистанцию до объектов. Поэтому водителю может показаться, что автомобили находятся гораздо дальше, чем есть на самом деле. Поэтому водители с такими зеркалами с большей вероятностью попадут в ДТП. Тем не менее, к панорамному зеркалу можно привыкнуть, но поначалу нужно быть внимательным и не делать резких перестроек и поворотов.
Расположение ног на педалях
Необходимо более подробно раскрыть функции обеих ног во время вождения:
- Правая нога. Она отвечает за «газ». Пятка должна стоять на полу между педалями тормоза, а стопа лежать на педали газа при стандартном положении. Но при этом она не нажимает ее. А колено может свободно быть откинутым направо и ничего не делать. Нажимать на педаль лучше всего областью перехода подушечек пальцев в стопу. Такая позиция является базовым положением ног водителя. Во время торможения нога быстро перемещается на педаль тормоза.
- Левая нога. Она более ленивая, поскольку ей нужно обслуживать лишь педаль сцепления. Для нее существует отдельная площадка, где она отдыхает. Когда надо нажимать на педаль, то есть, во время остановки или переключения передачи, стопа левой ноги переходит на сцепление. Пятка при этом отрывается от пола. После этого стопа возвращается на то место, где она была до этого.
Таким образом, игнорировать правила посадки в автомобиль нельзя. Правильное положение рук, ног, спины, корректная регулировка сидений способны многократно уменьшить вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие. Также важно не забыть пристегнуть ремень безопасности. Вот, что такое правильная посадка в автомобиле. Курсы вождения автомобиля вам обязательно это еще раз расскажут.
Также мы разобрались, с какой стороны обходить автомобиль при посадке. В ответе на вопрос, посадка в автомобиль: спереди или сзади осуществляется, ответ прост – спереди.
ПОРЯДОК ПОСАДКИ В АВТОМОБИЛЬ: ПРАВИЛА И ДЕЙСТВИЯ
Запишись на первое бесплатное занятие в Москве Написать в чат WhatsАpp
Правильная посадка в автомобиль определяет шанс не попасть ДТП. Автоинструкторы говорят, что перед тем, как садиться за руль машины, необходимо убедиться в том, что она исправна. Надо тщательно осмотреть ТС, проверить количество масла, тормозной и охлаждающей жидкости, а также давление в шинах. После того, как человек убедился в том, что все нормально, он садится. Какие его дальнейшие действия перед тем, как начать ехать?
Конечно, правильно сесть. Но важна также и правильная в автомобиль, стоящий у тротуара. И действительно, многие люди спрашивают, как следует обходить автомобиль при посадке? Правильный ответ – спереди. А при высадке – наоборот, сзади.
Если вам нужно пройти обучение на категорию Б или любую другую, приходите в нашу автошколу.
ЧЕМ ОПАСНА НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА?
После того, как мы разобрались, как обойти автомобиль при посадке и высадке, теперь надо разобраться, зачем нужна правильная посадка. А без нее реально увеличить вероятность аварии. От этого зависит, насколько естественными будут движения. Также правильная посадка влияет на легкость поворотов. Типичные ошибочные действия при посадке в автомобиль следующие:
- Расслабленная поза. На первый взгляд, все хорошо. Но на деле слишком расслабленным за рулем быть нельзя. Концентрация будет не той, точность движения хуже, а также руки быстрее устают. Также автомобиль будет плохо проходить повороты.
- Держать руль одной рукой. В этом случае для поворота автомобиля нужно выполнить движение с в два раза большей амплитудой, что приводит к более медленным поворотам. В городских условиях это опасно, поскольку если на дорогу выбежит пешеход, водитель может не успеть его объехать.
- Слишком близко сидеть к рулю. В этом случае приходится совершать слишком много суетливых движений, которые при этом оказываются недоделанными. Если водитель слишком близко находится к рулю, руль будет тяжело поворачивать. Поскольку локти впиваются в бока, то приходится либо сбрасывать скорость на поворотах или убирать одну руку. Это приводит к тому, что машина рискует вылететь из трассы, если водитель переборщит с тягой.
Но эти причины – не единственные, почему нужно правильно сидеть за рулем. Дело в том, что все факторы ДТП значительно увеличивают вероятность аварии, если их суммировать. Например, не получится увернуться от лихача, который решил проехать рядом на скорости 100 км в час. Поэтому надо более подробно рассмотреть порядок посадки в автомобиль. Правильная посадка за рулем автомобиля с АКПП такая же самая, как и с механической коробкой передач.
ПОДБОР ПОЛОЖЕНИЯ СИДЕНЬЯ
Перед посадкой в автомобиль нужно отрегулировать сиденье таким образом, чтобы ноги доставали до педалей, а руки – до всех кнопок и рычагов управления. При этом спина должна плотно прилегать к сиденью, а ноги выдвинуты немного вперед. Важно убедиться, что колени не касаются руля.
Соответственно, под эти требования необходимо подбирать положение сиденья.
Также важно подголовник привести в надлежащее положение. То есть, он должен находиться на уровне верхней части уха. Это важно, поскольку в случае ДТП уменьшается вероятность травмы. В целом, сиденье должно быть подобрано таким образом, чтобы водителю было удобно.
РЕГУЛИРОВКА РУЛЯ И ПОЛОЖЕНИЕ РУК
Руки должны быть согнуты в локтях, но только слегка. Большими пальцами нужно плотно охватит руль. Обе руки должны держать руль. Если внезапно появляется необходимость поворота, то руки могут легко перехватить его. Специалисты по вождению советуют класть руки на среднюю линию, которая делит руль на две части. Но при этом не надо сжимать обод. Дело в том, что если слишком сильно захватить руль, руки будут уставать значительно быстрее, что уменьшает способность ловко маневрировать.
РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ
Ремень безопасности – наиболее непопулярная вещь в автомобиле, но про нее забывать смертельно опасно. Нужно заблаговременно его пристегнуть и отрегулировать. Требования следующие: нужно, чтобы он не слишком стеснял движения водителя, но при этом не был слишком свободным.
О том, что ремень отрегулирован нормально, мы можем судить по тому, что получится между грудью и ремнем легко провести ладонь.
Ремень безопасности многократно уменьшает вероятность ДТП со смертельным исходом. Единственное, что может быть – это раны в месте, где он проходит. Но это не ставится ни в какое сравнение со смертью.
НАСТРОЙКА ЗЕРКАЛ
Настройка зеркал – важная составляющая процесса езды, поскольку они позволяют ориентироваться на дороге. Зеркала заднего вида должны быть отрегулированы таким образом, чтобы у водителя была возможность видеть пространство слева и сзади и при этом держа голову ровно.
Также в середине внутреннего зеркала должна отражаться середина заднего стекла. Не допускаются ситуации, когда зеркала перекашиваются. Они должны висеть строго горизонтально. В наружном, как правило, видно дорогу сзади автомобиля, что поможет оценить дистанцию между автомобилем водителя и машиной человека, который обгоняет его.
Также вместе с обычными зеркалами нередко устанавливаются панорамные. С одной стороны, это хорошо, поскольку позволяют более широко посмотреть на дорогу. Таким образом, можно заметить больше машин.
С другой стороны, панорамные зеркала нарушают дистанцию до объектов. Поэтому водителю может показаться, что автомобили находятся гораздо дальше, чем есть на самом деле. Поэтому водители с такими зеркалами с большей вероятностью попадут в ДТП. Тем не менее, к панорамному зеркалу можно привыкнуть, но поначалу нужно быть внимательным и не делать резких перестроек и поворотов.
РАСПОЛОЖЕНИЕ НОГ НА ПЕДАЛЯХ
Необходимо более подробно раскрыть функции обеих ног во время вождения:
- Правая нога. Она отвечает за «газ». Пятка должна стоять на полу между педалями тормоза, а стопа лежать на педали газа при стандартном положении. Но при этом она не нажимает ее. А колено может свободно быть откинутым направо и ничего не делать. Нажимать на педаль лучше всего областью перехода подушечек пальцев в стопу. Такая позиция является базовым положением ног водителя. Во время торможения нога быстро перемещается на педаль тормоза.
- Левая нога. Она более ленивая, поскольку ей нужно обслуживать лишь педаль сцепления. Для нее существует отдельная площадка, где она отдыхает. Когда надо нажимать на педаль, то есть, во время остановки или переключения передачи, стопа левой ноги переходит на сцепление. Пятка при этом отрывается от пола. После этого стопа возвращается на то место, где она была до этого.
Таким образом, игнорировать правила посадки в автомобиль нельзя. Правильное положение рук, ног, спины, корректная регулировка сидений способны многократно уменьшить вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие. Также важно не забыть пристегнуть ремень безопасности. Вот, что такое правильная посадка в автомобиле. Курсы вождения автомобиля вам обязательно это еще раз расскажут.
Также мы разобрались, с какой стороны обходить автомобиль при посадке. В ответе на вопрос, посадка в автомобиль: спереди или сзади осуществляется, ответ прост – спереди.
Источник https://www.tts.ru/blog/sovety-avtomobilistam/pravilnaya-posadka-za-rulem/
Источник https://i-tc.ru/driving-school/poryadok-posadki-v-avtomobil-pravila-i-dejstviya/
Источник https://form-auto.ru/blog/poryadok-posadki-v-avtomobil-pravila/